УЧЕНИЯ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ И КООПЕРАЦИИ
Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего — ассоциаций, товариществ, "рабочих колледжей" и прочее.
(Из книги Вахитова К.И. История потребительской кооперации России.)

2.1. Проекты великих социалистов-утопистов. Ранний "кооперативный социализм"


Одним из таких мыслителей явился английский писатель и государственный деятель Томас Мор (1478-1535), который в своем главном труде под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516) изобразил удивительную страну, где нет частной собственности, все граждане трудятся, управление является демократическим, а необходимые продукты люди получают по потребностям из общественных складов. Это произведение дало название направлению общественной мысли, ставшему известным как утопический социализм.


Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а впоследствии некоторые из них стали называться теориями "кооперативного социализма". Вместе с тем реальная кооперативная деятельность не утопична, и это отличает кооперацию от утопических построений. Но "кооперативный социализм" тоже неосуществим, и с этой точки зрения он является "родным братом" утопического социализма.


Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении благодаря этому кооперативной системы сыграли великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.


Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с девяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляющим огромной компанией, менее чем к тридцати годам он уже совладелец и директор еще более крупной текстильной фабрики в шотландском поселке Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для детей и взрослых. Так появился новый социальный островок в бурном океане частного предпринимательства.


На взгляды и деятельность Оуэна оказали влияние классики политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо, известные европейские просветители Жан Жак Руссо и Джон Локк. Оуэн прекрасно понимал, что реальное богатство создается трудом многих, а накапливается оно в руках немногих. И, как поборник идеи справедливости, он считал, что при наличии огромных богатств в обществе не должно быть нищеты, нужды и горя.


Постепенно Оуэн становится социальным мыслителем и убежденным реформатором, сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общин кооперативного типа на средства государства и сознательных буржуа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 12 тыс. гектаров земли и организовал колонию на уставе "Новая Гармония". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 900 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре община перешла к уравнительному распределению. Коммунистический принцип распределения, весьма разнородный состав участников социального эксперимента, отсутствие у них единства интересов и другие причины привели общину к краху. На эксперимент, продолжавшийся почти четыре года, ушло 4/5 солидного состояния Оуэна.


Вернувшись на родину, он, горько разочарованный, но не сломленный, развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что уже в свои преклонные годы он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему".


Оуэн явился одним из инициаторов борьбы с безработицей, бедностью, нищетой трудящихся классов и неустанно призывал их к объединению. Это он выдвинул знаменитую формулу: "в единении — сила и мудрость". Он всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становления. Пропагандируемые им общины он называл земледельческими и мануфактурными поселениями единения и взаимной кооперации. Еще в 1821 г. при участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала". Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств с целью создания общин. Оуэн принимал участие в работе первых кооперативных конгрессов Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "апостолов кооперации". Некоторые кооперативные общества и их пайщики видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена "система общественной кооперации".


Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном, и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.


Британские кооператоры высоко чтят память о своем патриархе: в 1994 г. у входа в штаб-квартиру Кооперативного банка в г. Манчестере они воздвигли памятник Роберту Оуэну.


Что касается Фурье, то он после окончания средней школы пополнял знания путем самообразования, обладал замечательной памятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служащего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.


В истории человечества после "райской" первобытности Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т. д. На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии", т. е. строй согласия.


Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т. е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину. Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством. Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах — фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям — и в процессе производства, и в бытовой сфере.


Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Вопервых, она создается на средства предпринимателей, которые добровольно вкладывают свой капитал путем приобретения акций в расчете на получение дохода и становятся членами фаланги. Неимущие участники в первое время делают взнос своим личным трудом. Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). Предполагалось со временем увеличить долю труда при распределении общего дохода.


Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собственность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тружеников, а вторых — в акционеров (собственников). Конечной целью создания сети фаланг объявлялся переход к идеальному "строю гармонии". Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.


Зато многие английские и французские ученики и последователи Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и отклонившись от главной линии "патриархов социализма", впоследствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения. Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, их ученики и последователи нередко выступали в роли инициаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям и нуждам своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирного сотрудничества, экономической демократии, ассоциации потребителей и производителей. Заслуга великих социалистов-утопистов и их ближайших последователей заключалась и в том, что именно благодаря им в сознание определенной части людей физического и умственного труда вошли такие понятия, как "кооператор", "кооператив", "кооперация".


Таким образом, различные кооперативные доктрины "отпочковались" от более обширного и высокого общественного идеала.


С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.


Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один — революционный, немирный, другой — эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути. Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом является завоевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой — полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экспроприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных, левых партий.


Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 г. получила название "кооперативного социализма": именно так эту теорию определил известный немецкий кооперативный деятель экономист Ганс Крюгер (1859- 1927), который, однако, сам твердо стоял на позициях политического нейтралитета кредитной и потребительской кооперации. Оппонентами Крюгера были кооператоры-социалисты.


Помимо "кооперативного социализма" возникли антикооперативные теории, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория "кооперативного социализма" неоднородна, многовариантна, включает различные направления, школы.

2.2. Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала


Кооперативному движению в период его становления не везло в науке в том смысле, что разработкой вопросов кооперации занимались лишь отдельные из именитых ученых, да и они делали это только попутно и редко специально.

Прежде всего общественное значение производственнопотребительских общин Оуэна и ранних кооперативов исследовали представители английской школы рикардианцев, выдвинувшие ошибочное социальное требование об обеспечении непосредственному производителю полного продукта его труда: Уильям Томпсон (1785-1833), Джон Грей (1798- 1850), Джон Брей (1809-1895) и др. Некоторые из этих последователей Оуэна смогли даже развить дальше его идею взаимной кооперации. Например, Томпсон видел в потребительских кооперативах лишь переходную форму к общинам оуэновского типа. Он стал теоретиком кооперативного движения: исходил из того, что объединенный в кооперативе труд обладает большей производительностью, чем труд на предприятиях капиталистов, а строй, основанный на кооперативной собственности, является лучшим, наиболее желательным. Томпсон сформулировал мысль о переходном периоде от капитализма к кооперативному строю, когда кооперативной собственности придется мирно сосуществовать с собственностью буржуазной.

Во Франции социалист, теоретик анархизма и экономист Пьер Прудон (1809-1865) выдвинул проект "прогрессивной ассоциации", объединяющей на принципе мютюэлизма (взаимопомощи) ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий для достижения эквивалентного обмена. Свою идею мирного переустройства общества он связывал с осуществлением реформ в банковском деле, сфере обращения. Полагал, что социальное освобождение трудящихся возможно с помощью производственных, кредитных и потребительских ассоциаций.

Свой след в истории кооперативных идей оставили два крупнейших представителя экономической науки: швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910), один из родоначальников теории предельной полезности, в 1865 г. издал свое произведение "Ассоциации народного потребления, производства и кредита"; основатель кембриджской школы английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) в первом томе своего главного труда "Принципы экономической науки" (1890) несколько страниц посвятил исследованию кооперативной системы в целом. Маршалл сделал сравнительный анализ акционерных компаний, кооперативных ассоциаций и государственных корпораций с точки зрения эффективного управления ими и пришел к выводу о том, что система кооперации стремится избежать пороки двух других методов управления предприятиями. Он отметил, что декларируемые цели кооперации могут в некоторых отношениях быть благороднее, чем ее практическая деятельность, но что она, бесспорно, в большей степени основывается на нравственных мотивах. Выдающийся экономист выразил надежду на будущее кооперации, указав, что "мир только начинает готовиться к высшей деятельности кооперативного движения".

Конечно, за небольшим исключением различные концепции кооперации разрабатывали в основном непосредственные участники кооперативного движения — его энтузиасты, идеологи, вожаки.

Великие утописты кооперацию понимали широко в виде универсальных общин (коммун), перестраивающих всю жизнь своих членов; потом понятие кооперации сузилось, и она стала рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих лишь отдельные стороны жизни людей.

Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов общественное предназначение уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от капитала.

Последователь Оуэна, его соотечественник, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из виднейших теоретиков и практиков кооперативного движения. Этот выпускник Кембриджского университета был широко образован, прекрасно разбирался в философии и политической экономии, являлся сторонником трудовой теории стоимости. Один из основателей Агропромышленной школы в г. Брайтоне, он здесь читал лекции по политической экономии. Кинг высоко ценил труд. Он писал: "Труд есть основание и краеугольный камень здания, корень дерева, неиссякаемый источник могущественного потока, сердце организма, сущность жизни"1 . А что собой представляет капитал, который противостоит труду? Капитал является сбереженным продуктом труда. Труд и капитал разъединены, а между ними, наоборот, должна существовать естественная связь. Обеспечить такую связь способны образование и воспитание рабочих, их взаимная кооперация, основанием, тайной которой служит труд, и только он один. Будучи оуэнистом, Кинг всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. В Брайтоне он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячную газету "Кооператор", чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движения. Британцы до сих пор называют Кинга учителем кооперации.

Оуэн, как известно, рассчитывал на государственную поддержку и финансовую помощь совестливых фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой несбыточной идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность и самопомощь рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные скромные средства строить новый мир.

По мнению Кинга, для освобождения труда от эксплуатации фабрикантами и заводчиками необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно:
1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем посильных взносов; 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы с собственными торговыми лавками для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала за счет прибылей от торговли;
3) открывать производственные предприятия этих же кооперативов для увеличения капитала, обеспечения работой и заработками членов кооперативов;
4) наконец, накопив достаточные кооперативные капиталы, приобрести в собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины.

В итоге трудящиеся начинают работать на себя; они перестают трудиться на хозяев; труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала. Так рассуждал Кинг. Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.

История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в теории и неудачлив на практике. Тем не менее, под влиянием его пропаганды в Брайтоне и других британских городах произошел взлет кооперативного движения потребителей, хотя этот взлет продолжался совсем недолго.

Кинг был сыном священника, и, возможно, поэтому его учение имело религиозную окраску. Кинг полагал, что истинная кооперация является воплощением нравственных принципов Христа, и что именно дух христианства обеспечит кооперативам длительную жизнеспособность. В этом смысле Кинг был одним из предшественников школы христианских социалистов.

Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х годах XIX века в европейских странах. Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее предшественники христианства — ессеи — жили обособленными общинами с общим имуществом, коллективным трудом и бытом. Современный христианский социализм исходит из того, что христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, а социализм является средством для выполнения христианских заповедей, исполняет правду христианства в хозяйственной жизни.

Одну из попыток строить экономическую жизнь на кооперативной основе предпринял французский общественный деятель идеолог христианского социализма Филипп Бюше (1796-1865), в прошлом последователь великих утопистов. Он был врачом по профессии, автором философских сочинений, католиком по воспитанию и вере, бунтовщиком по темпераменту, попытавшимся примирить религию с революцией.

Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и рабочих. А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею — отчислять 20% прибылей ассоциации в "нераздельный и неотчуждаемый фонд". Основное назначение этого неделимого фонда — приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, расширение общего дела. Не менее практичными были и остальные принципы, предложенные Бюше: распределение 80% прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму, стать ее членами по истечении года.

Бюше рассчитывал, что, постоянно увеличиваясь и переходя от поколения к поколению, неделимый фонд позволит ассоциированным трудящимся выкупить у буржуазии все орудия производства; тогда экономическую основу новой модели общества - христианского социализма - составят кооперативная собственность, кооперативное производство.

Под непосредственным влиянием агитации Бюше в начале 1830-х годов во Франции были созданы производственные ассоциации столяров, рабочих-ювелиров и каменотесов.

Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов— Джона Ледлоу (1821-1911), Чарльза Кингс-ли (1819-1875), Денисона Мориса (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др. Это были честные и бескорыстные люди. Нил, например, многократно ссужал рабочие ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, но каждый раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали. На этих попытках Нил обеднел, но продолжал верить в успех.

Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении как его организаторы и лидеры, явились проповедниками производственной кооперации среди полупролетарских и пролетарских слоев, с этой целью некоторые из них писали книгинаставления, рассказы и даже поэмы. Христианские социалисты утверждали, что потребительским кооперативам следует ограничиться исключительно торговлей, а организацией производства должны заниматься производственные ассоциации. С участием профсоюзов были созданы даже машиностроительный и железоделательный заводы на кооперативных началах. Но временные удачи чередовались крахами. Неудачной оказалась и попытка устройства кооперативного банка. В конце концов английские христианские социалисты выступили с идеей участия рабочих в прибылях кооперативных товариществ (копартнершип). Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативного закона.

Конечно, не все христианские социалисты являются кооператорами и не все из них разделяют мнение о необходимости развития кооперативного хозяйства под флагом религии. Так, Сергей Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ и богослов, писал, что принципиально христианский социализм вполне возможен. В то же время он отрицательно относился к идее производственных кооперативов, действующих под покровительством церкви.

Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ремесленников, то его соотечественник социалист, историк и журналист Луи Блан (1811— 1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих. В своей книге "Организация труда" (1841) Блан обосновал идею устройства кооперативных мастерских на средства государства. Он доказывал, что правительство должно стать "банкиром для бедных" и на первых порах регулировать деятельность этих мастерских. Под ассоциациями или мастерскими подразумевались производственные кооперативы. Каждый такой кооператив занимается определенной отраслью производства, обходится без наемного труда, управляется выборными лицами. Блан выдвинул принцип: солидарность вместо взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками будущей системы ассоциации, где не останется места конкуренции, кризисам и безработице. В период революции 1848 г. была предпринята попытка осуществить идеи Блана. Сам он, любимец рабочего люда, стал министром труда во временном французском правительстве, и последнее ассигновало капитал в 3 млн франков на поддержку производственных ассоциаций. Было основано до 300 новых ассоциаций; однако уже спустя три года из них сохранилась всего лишь дюжина.

Жизнь показала несостоятельность идеи кооперативного строительства за счет государственных средств.

Тем не менее один из деятелей германского рабочего движения Фердинанд Лассаль (1825-1864), адвокат по профессии и блестящий оратор, тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством. Он рассчитал, что для устройства таких ассоциаций достаточно было бы первоначально получить 100 млн талеров. Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям? Лассаль предложил для этого создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в парламенте. В этом он видел возможность голосования в парламенте за выделение государственных субсидий, а производственные ассоциации трактовал как способ получения рабочими всего "неурезанного" продукта своего труда. (Хотя практическая неосуществимость идеи неурезанного дохода работника к тому времени экономической наукой уже была доказана.) В конечном счете, с идеей производственных ассоциаций Лассаль связывал переход Германии к новому хозяйственному строю - "свободному народному государству".

Столь же ошибочно социалист Лассаль считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких рабочих потребительскими обществами.

Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно доминировало кооперативное движение потребителей и лишь с недавних пор произошло некоторое оживление кооперативного движения производителей.

2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение


Отнюдь не все энтузиасты и теоретики кооперации, которые осмысливали ее общественную роль, рассматривали кооперативные формы как средство преобразования капитализма в социализм. Были и есть деятели, прагматики и ученые, для которых создание и развитие кооперативных обществ — это прежде всего способ сохранения и укрепления существующего капиталистического строя. Конечно, видимой связи между развитием кооперации и упрочением устоев общества нет; но последнее в той или иной степени достигается, если с помощью кооперации удается положительно влиять на уровень жизни малодостаточных граждан, содействовать средним слоям в подъеме их хозяйства, подтянуть небогатые кооперированные массы до уровня состоятельных. Тогда побочной, но важной задачей становится — при сохранении частной собственности и свободы предпринимательства - обеспечение социального мира в рамках капиталистического общества. Кажется, раньше многих других кооператоров это понял Герман Шульце-Делич.


Юрист, экономист и политический деятель, он больше известен как отец кооперативного движения в Германии. Его общественные взгляды формировались под влиянием французских социалистов, но сам он социалистом не стал, был проникнут идеологией экономического либерализма.


Развитие капитализма в Германии сопровождалось кризисом мелкой промышленности и торговли, падением благосостояния всех трудящихся классов. Фабричное производство энергично вытесняло ремесло, и это вызывало недовольство обширных кругов самостоятельных мастеровремесленников. В 1847 г. страну поразил голод. Потом грянула революция. Нужно было найти выход из такого положения.


Еще работая судьей в родном г. Делич, Шульце хорошо узнал нужды и потребности народных низов и по возможности старался им помочь. Однажды он совершил поездку в Англию и там познакомился с деятельностью кооперативов и обществ взаимопомощи. Шульце-Делич становится сторонником и пропагандистом идеи кооперации. В 1847 г. он возглавил местную благотворительную организацию, которая снабжала голодающих дешевым хлебом. Будучи депутатом прусского ландтага, в 1847 г. он основал несколько касс взаимопомощи ремесленников. Тогда же он развернул среди немецких кустарей, ремесленников и рабочих кампанию за создание кооперативных товариществ: разъезжал по стране и выступал с лекциями, знакомил слушателей с принципами кооперации, разъяснял полезность и преимущества этой формы организации хозяйственной деятельности, излагал свои взгляды в прессе. Речь он вел не об освобождении трудящихся от гнета капитала, а исключительно об экономической самопомощи путем объединения в производственные ассоциаций.


Когда обнаружилась неосуществимость идеи производственной ассоциации, он приступает к организации простейших видов кооперативов: сырьевых товариществ — для оптовой закупки сырья и материалов для ремесленного производства; магазинных товариществ — для организации сбыта продукции; производительно-подсобных товариществ - для совместного использования ремесленниками дорогостоящих орудий и технических приспособлений. Таких кооперативов было основано свыше ста, но они тоже оказались нежизнеспособными.


Зато значительное развитие получили два детища шульце-деличской агитации: кредитные кооперативы и потребительские общества, причем очень скоро центральное положение заняли кредитные под названием ссудосберегательных товариществ. В год смерти Шульце-Делича (1883) только в Германии этих товариществ насчитывалось 4000 и они объединяли 1,2 млн. членов.


Ссудо-сберегательное товарищество возникло из-за неспособности сырьевого товарищества покупать сырье за наличные деньги. Требовался кредит, и потому следующей задачей стала организация кредита. Этим и занялись ссудо-сберегательные товарищества. Зачастую они именовались шульце-деличскими народными банками. Их членская база на 3 /4 состояла из предпринимателей: городских ремесленников и кустарей, самостоятельных сельских хозяев, мелких торговцев и лишь на 1 /4 — из лиц свободных профессий, пенсионеров, рабочих и служащих. Таким образом, по терминологии тех лет преобладала мелкая буржуазия.


Товарищества Шульце-Делича, бесспорно, обладали многими чертами кооператива: индивидуальное членство; внесение пая; предоставление наиболее дешевого кредита; самодеятельный характер и соблюдение правила: один пайщик — один голос на собраниях; выборность органов управления и др. Но этим товариществам были присущи и черты акционерных обществ: стремление к высоким процентам на паевой капитал; выплата дивиденда не по участию членов, а по их паям; предоставление как мелких, так и крупных кредитов; выдача их не только по долговым распискам, но и под векселя (ценные бумаги); сочетание ограниченной и неограниченной ответственности и др. Представляется справедливой точка зрения тех теоретиков кооперации, которые признавали эти ссудосберегательные товарищества кооперативными лишь наполовину.


Товарищества Шульце-Делича, поставленные на коммерческую основу, имели сильную тенденцию к превращению в акционерные общества, и многие из них, утратив кооперативные черты, превратились в благополучные капиталистические банки.


Тем не менее, заслуги Шульце-Делича перед кооперативным движением велики. Михаил Туган-Барановский, доказывавший мелкобуржуазную природу этих товариществ, в их прародителе признавал новатора. Действительно, Шульце-Делич, во-первых, создал новую модель кооператива, в котором "капитализировалась честность": все его члены вместе ручались за честные намерения любого члена-заемщика и несли круговую ответственность по обязательствам товарищества; во-вторых, учредил экономические организации, осуществлявшие идею самопомощи при отказе от помощи государства и впервые сделавшие кредит доступным для средних слоев; в-третьих, в 1859 г. созвал съезд кооператоров страны и основал первый в мире (раньше англичан) национальный Всеобщий союз германских промышленных и хозяйственных товариществ; в-четвертых, в 1865 г. основал в Веймаре первый Центральный кооперативный банк; впятых, спустя два года добился принятия первого в своей стране кооперативного закона.


Первопроходец кооперации во многих отношениях, Шульце-Делич практически содействовал капиталистическому преуспеянию членов ссудосберегательных товариществ. Утверждают (правда, без ссылки на первоисточник), что его лозунгом был: "Некапиталист должен стать капиталистом".


Простейшие виды кооперативов (сырьевые, кредитные, потребительские) Шульце-Делич рассматривал как переходные формы к производственным ассоциациям. В ряде книг, брошюр, статей именно такую ассоциацию он назвал вершиной своей кооперативной системы и "цехом будущего", способным лучшим образом заменить старый цех ремесленников эпохи Средневековья. Полагал, что в этих ассоциациях ремесленники и кустари смогут восстановить свою хозяйственную самостоятельность и воспользоваться выгодами совместного крупного производства. Однако историческим делом Шульце-Делича стали все-таки ссудо-сберегательные товарищества.


Главный теоретик кооперативного капитализма был сторонником политического нейтралитета кооперации и гражданского мира в обществе; именно за это его критиковали, иногда в крайне грубой форме, коммунистические вожди, склонные возбудить классовую ненависть и вражду. Широко известны политические столкновения между ШульцеДеличем как сторонником самопомощи членов кооперации и социалистом Лассалем, призывавшим к созданию производственных ассоциаций при финансовой поддержке государства.


Шульце-Делич состоял в переписке со своим фактическим учеником Фридрихом Райфайзеном - творцом сельских кредитных кооперативов (сельских банков). Хотя последний разработал оригинальные принципы подлинной крестьянской кредитной кооперации, Шульце-Делич подверг их острой критике. Райфайзен, по сути, явился вторым идеологом кооперативного капитализма в Германии: никаких задач социального переустройства перед кооперативами он не ставил. Кооперативные принципы Райфайзена оказались жизненными.


Представителем кооперативного капитализма был талантливый немецкий кооператор Вильгельм Гааз (1839-1913), основатель сельскохозяйственных сбытовых и снабженческих кооперативов. Он также выступал за самопомощь, но дополняемую государственной помощью. Возглавляемый Гаазом Имперский союз германских сельскохозяйственных обществ объединял 25 тыс. кооперативов, членами которых состояли 2,2 млн. фермеров. Свой богатый опыт доктор Гааз использовал в Международной федерации сельскохозяйственных обществ, президентом которой он являлся.


Прозвище Итальянского Шульце-Делича закрепилось за организатором ссудо-сберегательных кооперативов либералом Луиджи Луццати (1841-1927) - профессором, государственным и кооперативным деятелем. В 1866 г. он создал первый такой кооператив "Миланский народный банк", вслед за этим в Италии возникли сотни других кредитных кооперативов. Они обслуживали преимущественно нужды мелких предпринимателей. Треть паевого капитала этих кооперативов формировалась за счет взносов крупных землевладельцев, торговцев, фабрикантов.


Во Франции на позициях кооперативного капитализма стояли сельские хозяйственные синдикаты — объединения крестьян, призванные улучшать экономические, нравственные и социальные условия жизни своих членов. Идеологом и руководителем движения синдикатов был граф, экономист, кооператор Робер де Рокиньи (1845-1929)- страстный противник государственного социализма, считавший идею социализма преступной утопией. Французские сельские хозяйственные синдикаты являлись кооперативами, но нередко уклонялись от кооперативных принципов и попадали в зависимость от богатых землевладельцев. В этом отношении они были похожи на товарищества Шульце-Делича.


Кооперативный капитализм известен также под названием либеральнобуржуазного направления кооперативной мысли. Возникнув в середине XIX века, это направление получило широкое распространение в кооперативных движениях большинства экономически развитых стран.


В настоящее время теоретики и практические деятели кооперации все меньше верят в возможность кооперативного социализма. Кооператоры выступают не против капитала вообще, а лишь против давления крупного капитала, и рассматривают свои организации как объединенную силу в конкурентной борьбе.

2.4. Марксизм о кооперативном движении и кооперативах


Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражением интересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения. Его основоположники Карл Маркс (1818- 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не обошли своим вниманием также некоторые вопросы кооперативного движения.


Самыми значительными произведениями, в которых изложены эти вопросы, явились написанные Марксом "Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих" (1864) и "Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам" (1866), а также работа Энгельса "Крестьянский вопрос во Франции и Германии" (1894).


Маркс и Энгельс в целом положительно оценивали роль кооперативов. По их мнению, кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению, создает рабочим лучшие условия труда.


Маркс даже признавал кооперативное движение одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классовом антагонизме. Другой, решающей силой марксизм всегда считал политические организации пролетариата, партии рабочего класса. Маркс и Энгельс иногда сравнивали кооперативные общества и частнокапиталистические предприятия и отмечали некоторые преимущества первых: рабочие рассматривали кооперативы как свои предприятия, в них они трудились и участвовали в самоуправлении. Энгельс заявлял, что многочисленные производственные и потребительские кооперативы там, где полиция не подрывала их намеренно, управлялись так же хорошо и гораздо более честно, чем буржуазные акционерные общества.


В III томе "Капитала" Маркса кооперативные фабрики рабочих определены как "первая брешь" в капиталистической системе: "в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие как ассоциация являются капиталистом по отношению к самим себе, т. е. применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда"1 . Здесь отмечено заметное ослабление противоречия между трудом и капиталом: капитал имеется налицо, но он кооперативный; капиталиста нет, но его функции выполняет сам кооператив.


Классики марксизма вовсе не отождествляли существующие при капитализме кооперативы с социалистическими объединениями. Но это не помешало Марксу оценить кооперацию как важный социальный эксперимент, демонстрирующий возможность замены капиталистического строя социалистическим, одновременно предостерегая рабочих от переоценки значения этого опыта. По словам Энгельса, потребительские и производственные кооперативы доказали "на практике полную возможность обходиться как без купцов, так и без фабрикантов".


Маркс и Энгельс попытались дать рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов.

1. Пролетариату необходимо стремиться развивать кооперацию, независимую от буржуазии.

2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю. Последняя затрагивает только поверхность экономического строя капитализма, а первое подрывает его основы

3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению новых производственно-кооперативных обществ.

4. Во избежание вырождения кооперативов в акционерные общества основная часть дохода должна распределяться между всеми участниками кооперативного предприятия — пайщиками и непайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе материально, может начисляться еще дополнительный процент.

5. Следует укрупнять кооперативы и объединять их в союзы.

6. Целесообразно выдвигать в буржуазном парламенте требования к государству, чтобы оно безвозмездно ссужало пролетарские кооперативы, размещало в этих кооперативах общественные заказы, сдавало земли в аренду кооперативам сельскохозяйственных рабочих. Основоположники марксизма резко критиковали тех кооператоров, кто отвергал революционный путь преобразования общества и тем самым якобы отвлекал пролетариат от классовой борьбы. Некоторым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса достались ярлыки "сектант", "лжепророк", "лжехристос".


В свою очередь, отдельные положения Маркса о кооперативном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потребительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами.


Классики марксизма в своей революционной практике опирались и на современное им кооперативное движение. Истории известно, что среди учредителей I Интернационала, образованного в 1864 г., наряду с коммунистами и профсоюзными вождями были и кооперативные деятели. Некоторые из кооператоров — участников Интернационала проявили себя на баррикадах Парижской Коммуны 1871 г. Тогда же несколько частнокапиталистических предприятий французской столицы по решению коммунаров было преобразовано в производственные кооперативы занятых в них рабочих.


Однако основоположники марксизма в отношении кооперативов в целом не питали иллюзий. Одному из них принадлежит решительный вывод о том, что "кооперативная система никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество". По их мнению, кооперативные фабрики и товарищества являются переходной формой от капитализма к социализму и после установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся в общегосударственном масштабе и на общегосударственные средства. В частности, классиками марксизма была высказана идея, что в будущем кооперативы предстоит использовать для обобществления сельскохозяйственного и другого мелкотоварного производства.

2.5. Ленинская концепция "строя цивилизованных кооператоров”


В России марксистская теория революционного преобразования общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам кооперации.


Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение кооперативов в единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации.


В своих дооктябрьских работах "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов" (1894), "По поводу одной газетной заметки" (1897), "К деревенской бедноте" (1903) и других Ленин дифференцированно, по-разному характеризовал те или иные виды кооперативных обществ. Так, земледельческие артели и кредитные товарищества крестьян он относил к разновидности буржуазных прогрессов, иронично называя их "либеральными полумерами", "мизерными паллиативами", "жалкими экспериментами". Сыроваренные артели, писал Ленин, объединяют богатых крестьян, имеющих по несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и сельской бедноте эти артели выгоды не дают. Что же делать последним? Ленин, как настоящий революционер, призывал их к союзу с городскими рабочими для борьбы против всей буржуазии. Иначе говоря, к кооперативам, названным им буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно.


В то же время он признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности потребительских обществ. Подтверждением тому является содержание ленинских статей "Последнее слово "искровской" тактики или потешные выборы, как новые побудительные мотивы для восстания" (1905) и "Вопрос о кооперативах на Международном социалистическом конгрессе в Копенгагене" (1910). В этих статьях потребительские общества признаны, хотя и с оговорками, "полезным институтом", позволяющим уменьшить посредническую эксплуатацию рабочих торговым капиталом, институтом, обучающим их самостоятельному ведению дел и организации потребления, дающим пайщикам возможность приобретать необходимые навыки управления. Более того, Ленин согласен признать потребительские общества, существующие при капитализме, даже "кусочком социализма", содержащим в себе материальные и духовные элементы нового общества.


Необходимо заметить, что год за годом его взгляды на кооперацию претерпевали эволюцию в положительную сторону. Но эта эволюция происходила не в виде восходящей прямой линии, а как бы в виде периодических колебаний, зигзагообразно.


После Октября 1917 г. в разные периоды Ленин выступал то за национализацию потребительских обществ, то за соглашение между ними и советской властью, то за превращение потребительских обществ в коммуны, то за предоставление кооперации известной самостоятельности.


По-своему замечательны ленинские выступления в Москве перед кооператорами в ноябре и декабре 1918 г. Именно тогда Ленин произнес известную фразу: "Кооперация— огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться"1 . И добавил, что правительство считает необходимым использовать и опыт, и знание кооператоров, и их аппарат. Речь в то время шла о потребительских обществах, которые были основаны на самодеятельности масс. Ленин призывал использовать эту самодеятельность "самых низов" в деле распределения продуктов и в то же время настаивал на том, чтобы кооперация отказалась от своей независимости. В этом была заключена логическая ошибка: ведь если потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и самодеятельности его участников. Потребительское общество в этом случае перестает быть истинным кооперативом.


Начиная еще с весны 1918 г. Ленин неоднократно выдвигал идею: общество должно превратиться в единый кооператив трудящихся, и о таком кооперативе он всерьез говорил как о задаче победы социализма. Существует несколько ленинских терминологических вариантов этой идеи: "государственный кооператив", "общенациональный кооператив", "единый всенародный кооператив", "единый мировой кооператив", "один общий кооператив". Но суть была одна: охватить таким кооперативом все общество. Очевидно, что автор идеи настойчиво искал пути новой общественной организации; но столь же очевидно, что в своих поисках он не смог продвинуться дальше известных кооперативных утопий.


Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923). В ней не упоминается ни один вид кооперации; следовательно, она посвящена кооперации вообще.


Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений. В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т. е. в условиях многоукладной, рыночной экономики кооперирование, кооперация приобретает совершенно исключительное, гигантское значение и необходима государственная поддержка "кооперативного" принципа организации населения. Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах, экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в "премиях" за конкретные достижения кооператоров. В статье поставлены задачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по европейски и др.


Центральной в статье "О кооперации" является идея создания "строя цивилизованных кооператоров". В ленинском контексте "цивилизованный" — это производное от латинского "civilis" — гражданский, а гражданин есть свободный человек, имеющий равные права с государством, подданным которого, но не подчиненным ему он является. Иначе говоря, цивилизованным признается кооператор-гражданин.


Ленин дал определение: "Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией — это есть строй социализма". Следовательно, социализмом Ленин назвал общественный строй, гражданами которого являются свободные, грамотные, культурные кооператоры. Автор концепции указывал, что все необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется. И в условиях нэпа, когда торговля позволяет соединить частный интерес с общегосударственным, требуется "только" одно: кооперировать население широко и глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным.


Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооператоров" теряет свою убедительность.


Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу не только максимального, но и полного, поголовного кооперирования населения России. Такое кооперирование означало бы отказ от принципа добровольности и принуждение какой-то части граждан к вступлению в кооперативы. В результате подлинная кооперация уступает место псевдокооперации. А цивилизованный кооператор вряд ли согласился бы стать членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить всех поголовно участвовать" в кооперативных операциях, что вообще не оставляет места цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном строе".


Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действительности, оказывается своеобразной: она лишена собственности. Удивительно, но в специальной статье, посвященной кооперации и кооперированию населения, ни разу не упоминаются кооперативы. Речь в ней идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же "основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т. е. рабочему классу". Это не случайно: Ленин и раньше никогда и ни в одной своей работе не писал о кооперативной собственности. Следовательно, он был за некие воображаемые кооперативные предприятия, являющиеся одновременно коллективными, экономическую основу которых составляла бы государственная собственность. "О кооперации" — одно из последних ленинских произведений. Идея социализма в нем преобладает над идеей кооперации, хотя и говорится о сходстве простого роста кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров", начиная с Оуэна, за фантастичность их планов. Но и его собственный интересный замысел органично соединить социализм и кооперацию в "строй цивилизованных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным.

2.6. "Кооперативная республика" нимской школы


В конце XIX — начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации. Эта концепция отдаленно напоминает взгляды английского кооператора Кинга, хотя родилась во Франции спустя полвека на новом витке кооперативного движения.


В 1883 г. в небольшом городе Ним, в котором действовали потребительские кооперативы "Пчела" и "Солидарность", было создано общество народной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения. К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии выдающийся кооператор. Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория "кооперативизма" получила классически законченную форму.


Как экономист, Жид был последователем австрийской школы, разработавшей теорию предельной полезности благ; сферы обращения и потребления были объявлены этой школой главными сферами экономики. Будучи сторонником меновой концепции, отрицающей примат производства, Жид тоже решающую роль в хозяйственной жизни общества отводил товарному обращению, обмену. В своем учебнике он писал: "Производство— пустяк, важно продать, сбыть". С этих позиций он подходил к оценке того или иного вида кооперации.


Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потребительских обществ, занимающихся главным образом торговлей, удовлетворением личных потребностей человека. Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности. Кооператив, по мнению Жида, — средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления.


Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он утверждал, что хозяевами положения в обществе являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление — конечная цель экономики, а производство — это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ. Не все люди — производители благ, а потребители — это весь мир.


Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа. Она казалась легко выполнимой.


"Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины, делать массовые закупки — вот первый этап.


Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги — вот второй этап.


Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы — вот последний этап".


В этой программе обращает на себя внимание такая "мелочь": ничего не говорится о производстве металла или станкостроении, зато не забыты даже шляпы, вино и цветы.


Тем не менее Жид полагал, что в результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным производством, благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета возникнет новая общественная система — кооперативная республика.


Главный теоретик нимской школы допускает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации, но первенство отдает потребительским обществам: в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации. Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки, и промышленные, и страховые компании.


Задачу кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка, полагая, что социальное преобразование может быть осуществлено исключительно мирным путем, в конце концов путем образования интегральных кооперативных обществ и их федераций.


У теории "кооперативной республики", или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников. Отметим лишь тот факт, что за более чем столетний период осуществить идею "кооперативной республики" не удалось ни в одной стране. Но она привлекательна, как и сама кооперация.


Жид был убежденным противником войны, с симпатией относился к России и ее кооперативному движению. Одно время он состоял в переписке с кооператором-энтузиастом Николаем Баллиным (1829-1904), полемизировал с коммунистом-кооператором Николаем Мещеряковым (1865-1942), в целом положительно откликнулся на статью Ленина "О кооперации".


В день празднования 25-летия Центросоюза в 1923 г. старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве. "Французы и русские, — сказал Жид, — мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду, звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами". Это говорил Поэт кооперации.

2.7. Кооперативные концепции в российских условиях


Кооперативные идеи и теории, которые существовали в России в различные периоды, достаточно мозаичны. Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям, другие порождены этими самыми условиями внутри страны и чужды подражательности.

Прежде всего с идеей кооперации соприкасалась теория общинного (крестьянского) социализма, народническая "артельная" идеология. Средневековые крестьянские общины идеализировались еще славянофилами, выступавшими в 40-х годах XIX века с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Начиная с 50-60-х годов родоначальники народничества революционные демократы Александр Герцен (1812-1870) и Николай Чернышевский (1828-1889) стали рассматривать общины как "хорошие зародыши" социализма, перейти к которому они считали возможным, минуя капитализм. Для спасения страны от "язвы" буржуазной цивилизации революционные народники предлагали осуществить победоносное крестьянское восстание, установить народное правление, наделить крестьян землей и организовать ее коллективную обработку, т.е. поднять общину до уровня производственных сельскохозяйственных кооперативов (артелей, товариществ). Предполагалось, что в городах трудящиеся создадут промысловые артели (кооперативы) как основу крупной промышленности.

Однако это были еще не собственно кооперативные концепции. Ученый историк отечественной кооперации Леонид Файн обосновал вывод о том, что теоретические основы и принципы функционирования кооперации в России разрабатывали общественные деятели, причем первая группа таких деятелей — идеологов и организаторов кооперативного движения в стране — сложилась только в конце 60-х и начале 70-х годов XIX века. Лидером этой группы был князь, крупный помещик, земский и кооперативный деятель Александр Васильчиков (1818-1881). В состав группы входили известные в столице люди, в их числе гласный Петербургской городской Думы, мировой судья, энтузиаст кооперативного дела Александр Яковлев (1835-1888), экономист, впоследствии профессор, теоретик кооперации Эдмунд Вреден (1835-1891), общественный деятель, чиновник финансового ведомства, разработчик системы счетоводства для первых кооперативов Василий Хитрово (1834-1903), финансист, гласный Псковского уездного земства, преданный делу народного образования и народного кредита Николай Фан дер Флит (1840-1896).

"Всех их, в отличие от западных социалистов-утопистов и близких к ним по идеологии российских революционных демократов, объединял подход к кооперации как экономически самостоятельно функционирующей организации".

Уже в тот период и в последующие годы стали известны имена идеологов и практиков конкретных видов кооперации в России. Среди них — братья Лугинины, старший из которых ученый химик Владимир Лугинин (1834-1911) активно распространял опыт первого в стране ссудосберегательного товарищества; будущий профессор политической экономии Николай Зибер (1844-1888) и юрист Николай Баллин явились энтузиастами, теоретиками и пропагандистами потребительской кооперации; отставной морской офицер Николай Верещагин (1839-1907) положил начало молочной кооперации - сыроваренным и маслодельным артелям; экономист и земский служащий Николай Левитский (1859-1936) разработал первый устав земледельческой артели и содействовал организации более ста таких артелей.

Эти деятели и их сподвижники были кооператорами, зачинателями кооперативного движения, но зачастую разделяли и общинно-артельные взгляды. Так что кооперативное направление общественной мысли обрело самостоятельность отнюдь не сразу; еще долгое время оно сливалось с утопической народнической идеологией.

В 1880-1890-х годах либеральные народники Николай Михайловский (1842-1904), Василий Воронцов (1847-1918) и другие, отказавшиеся от революционной идеи, продолжали обосновывать экономическую политику, направленную на защиту и укрепление крестьянской общины, артелей, кустарных промыслов — "народного производства". В своих трудах либеральные народники предлагали развить кооперацию — кредитную, сбытовую, промысловую, земледельческую - как средство упрочения хозяйств крестьян и ремесленников.

В начале XX века неонародники (социалисты-революционеры) ввели деление этих хозяйств на "трудовые" (некапиталистические) и "нетрудовые" (капиталистические). В своих произведениях неонародники доказывали устойчивость мелких хозяйств и считали, что эти хозяйства вполне могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развиваться благодаря кооперации. По мнению лидера и теоретика неонародников Виктора Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом. Неонародники предсказывали возможность того, что на основе развития кооперации мелкое сельскохозяйственное производство способно стать на путь укрупнения и некапиталистического обобществления. Во главу угла в решении аграрного (крестьянского) вопроса они ставили социализацию земли и развитие кооперации.

Наибольшее распространение получил русский "кооперативизм" на почве потребительской кооперации. Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858-1924), кооперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный библиограф Александр Меркулов (1875-1941), либеральный профессор Ваан Тотомианц (1875-1964) и др. Отчасти их взгляды разделял Михаил Туган-Барановский, крупнейший ученыйэкономист, автор фундаментального исследования "Социальные основы кооперации".

Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потребителей огромны, в книге "Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация, несомненно, достигнет цели — организует на справедливых началах труд с подчинением ему капитала. Кооперацию он рассматривал как экономическую систему, обеспечивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, социальное равенство.

Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации — созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет человека над человеком. В своей брошюре "Идеалы кооперации", переизданной в 1918 г., он заявил: "это разрушающее созидание сильнее и ярче всего проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией".

В том же 1918 г. сотрудник Центросоюза Меркулов в кооперативном журнале "Союз потребителей" опубликовал обширную статью с выразительным названием "Кооперация как творческий социализм", в которой развивал кооперативную концепцию общественной эволюции. Автор утверждал, что потребительская кооперация, осуществляющая торговлю, сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации.

Меркулов признавал правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от "социализма партийнополитического". Остро критиковал он "диктатуру пролетариата" за веру "в силу приказа, распоряжения, схемы", за "дождь декретов" и заведомо невыполнимые обещания большевиков. Он считал, что кооперация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократгражданин.

Отечественные представители "кооперативизма" отстаивали идею независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, что кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался "Гимн кооперации", опубликованный незадолго до Первой мировой войны:

Не меч, а мир, не рознь, а единенъе

И радостно творящий труд —

Вот наш девиз и нагие вдохновенье.

Мы безымянный люд.


Русский "кооперативизм" базировался на известном успехе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе элементы несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта теория выражала веру в творческие способности внушительной по численности социальной группы — кооператоров.


Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова, который активно участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды, посвященные кооперации, увидели свет еще в первой четверти XX века, причем как в России, так и за ее пределами. Так, его лекции, прочитанные на старообрядческих сельскохозяйственных курсах, под названием "Краткий курс кооперации" впервые были опубликованы в 1913 г., а фундаментальный труд "Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации" — в 1919 г. Обе работы потом неоднократно переиздавались.


Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в собственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высокопроизводительно. Поэтому кооперирование в деревне должно развиваться путем постепенного "отщепления" от крестьянских хозяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, переработке, кредитованию и т. д.), обобществление которых в кооперативных формах обеспечивает наибольший экономический эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском индивидуальном хозяйстве, кооперировать не следует.


Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и прочие кооперативы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с городскими промышленными, торговыми предприятиями, банками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары.


В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и технологическим изменениям в аграрном производстве. Например, даже только кооперативный сбыт молока ведет к созданию кооперативного сыроваренного или маслодельного предприятия; приносимая этим выгода рождает у крестьян желание увеличить надои молока; этим стимулируется приобретение коров высокоудойной породы и увеличение стада; параллельно крестьяне улучшают уход за своим скотом, внедряют травосеяние и т. д. и т. п. Все это способствует подъему индивидуальных крестьянских хозяйств. Одновременно развивается внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность крестьянства и его культура, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на местной самодеятельности и более совершенный по сравнению с государственными предприятиями. В конечном счете, ускоряется развитие сельского хозяйства страны в целом.


К середине 20-х годов Чаянов пришел к идее кооперативной коллективизации, или самоколлективизации, т. е. строго добровольного кооперирования, отрицающего командные методы в аграрной экономике. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были признаны вредными и преданы забвению. Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.


Против форсированной коллективизации по директивам властей, за развитие самодеятельной кооперации различных видов и форм выступал не только Чаянов; за такой курс выступали и отдельные деятели правящей партии, как, например, Николай Бухарин (1888-1938), и государства, например, Алексей Рыков (1881-1938). Но их судьба была также трагична — они тоже были расстреляны.


После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств исследования кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 1980-х годов, незадолго до распада Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков. Именно тогда была выдвинута концепция кооперативной формы предпринимательства. Наиболее ярким представителем этого направления кооперативной мысли был экономистаграрник академик Владимир Тихонов (1927-1994), один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 года.


В своей книге "Кооперация: за и против" (1991) и других работах он вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося кооперативного сектора экономики. Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному предпринимательству. Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а кооператора — как свободного товаропроизводителя. Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве. Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские кооперативы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз.


Предпосылками развития кооперативного предпринимательства и создания конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная экономика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая — подрядчика. Тихонову принадлежит идея расширения кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в народные, хозяевами которых могли бы быть трудовые коллективы.

2.8. Современные оценки социально преобразующей роли кооперативов


Даже на исходе XX века в мире существовали самые различные учения о кооперативном движении и их модификации. Рассмотрим лишь две-три наиболее широко известные концепции.


После ликвидации колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке образовались независимые государства — так называемые развивающиеся страны. Общая экономическая отсталость, преобладание примитивного сельского хозяйства, новая демократическая обстановка в этих странах явились своеобразной почвой для идей кооперации. На кооперацию обратили свое внимание и политические лидеры молодых государств. Так, первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру (1889- 1964), придававший кооперативам большое значение, в ответ на вопрос, что следует сделать, чтобы поднять уровень жизни населения этих стран, сказал: "Организовать просвещение, здравоохранение и кооперацию".


В молодых национальных государствах кооперативное движение нередко рассматривают как альтернативу и капитализма, и социализма, т. е. как некий средний, третий путь социального развития. В Индии, Нигерии, Мексике и некоторых других развивающихся странах в теоретические модели национального социализма (индийского, африканского и проч.) иногда включали те или иные варианты "кооперативного социализма". Роль и возможности традиционных сельских общин и кооперативов обычно преувеличиваются, они объявляются не только средством преодоления нищеты путем сотрудничества и взаимопомощи, но и орудием социального переустройства общества в целом. При этом одни авторы кооперативных концепций считают необходимой государственную поддержку кооперации, другие значение такой помощи отрицают.


Большое распространение в разных (в том числе высокоразвитых) странах получила теория кооперативного сектора. Согласно этой теории современная смешанная экономика состоит из государственного, частного и кооперативного секторов, но ни один сектор сам по себе до сих пор не смог решить всех экономических проблем и обеспечить совершенный общественный строй. Не под силу эта задача и любым двум секторам. Задачу способны решить три сектора, которые взаимно дополняют друг друга.


Теоретики кооперативного сектора исходят из того, что есть некоторые функции, которые способны наилучшим образом выполнить государственные предприятия; значительная часть экономики может принадлежать малым и большим кооперативам и контролироваться их участниками; наконец, определенные сферы экономики могут быть предоставлены предпринимателям, которые в этих-то сферах и проявят себя хорошо.


Считается, что кооперативный сектор должен обладать лучшими чертами и государственного, и частного секторов смешанной экономики.


Вместе с тем следует признать, что кооперативы, кооперативная система обладает не только теми или иными положительными качествами; им присущи и некоторые "недостатки", иногда обусловленные самой сущностью кооперации. Например, кооперативы объединяют в основном малодостаточных граждан, и поэтому у них ограничены финансовые возможности; как форма делового предприятия кооперативы имеют превосходство лишь перед мелким индивидуальным бизнесом, они, как правило, не приспособлены для внедрения в крупную (тяжелую) промышленность; кооперативы порой конкурируют друг с другом; в кооперативах зачастую затруднено быстрое, оперативное принятие управленческих решений по особо важным вопросам, а это в условиях рыночной экономики оборачивается упущением коммерческой выгоды; в крупных кооперативах оказываются невостребованными со стороны членов отдельные демократические институты и процедуры и т. д. Ясно, что на более или менее скорое построение "кооперативного социализма" сегодня может рассчитывать только неисправимый мечтатель.


Наиболее рассудительные теоретики кооперации уже давно убедились в несбыточности идей тех, кто в прошлом воображал, что одними кооперативными средствами они способны преобразовать мир, создать великое кооперативное сообщество. Канадский ученый Алекс Лейдлоу в конце 70-х годов прошлого столетия на основе глубокого анализа фактов высказал сомнение относительно мечты о кооперативном сообществе в макромасштабе. Лейдлоу — сторонник концепции создания кооперативных общин (сообществ) на микроэкономическом уровне, т. е. в городах, сельской местности, небольших регионах. Лейдлоу прямо указывал, что его общины принципиально отличаются от общин, которые настойчиво пропагандировались духовным отцом кооперативного движения Оуэном.


По Лейдлоу, кооперативная община в городе создается по месту жительства граждан (жилой многоквартирный дом, или квартал, или пригород). Это, по сути, центр кооперативных услуг, которые оказываются горожанам жилищными, кредитными, розничными кооперативами, кооперативными столовыми, хлебопекарнями, банками, страховыми компаниями, всевозможными кооперативными мастерскими (по пошиву одежды, обуви, ремонту автомобилей), кооперативными парикмахерскими и похоронными бюро. У кооперативных общин могут появиться свои клубы, библиотеки, художественные галереи и т. д. Горожане как пайщики пользуются услугами этих заведений, а некоторые работают в них по специальности. Что касается сельской общины, то ее основой является один многоцелевой кооператив, такой кооператив, который типичен для японской деревни.


Таким образом, будущее кооперации ныне связывается не с надеждой на реализацию преимуществ того или иного конкретного вида кооперации для коренного переустройства общества, а с максимальным приближением всего кооперативного аппарата к потребителям-пайщикам, с оказанием им широкого комплекса кооперативных услуг, с усилением социальной функции кооперативов с целью повышения уровня занятости трудоспособного населения, в деле борьбы с бедностью и голодом, для содействия решению экологических проблем на местном уровне.

Made on
Tilda