6.1. Потребительская кооперация в условиях формирования рынка
6.2. Правовые основы возрождения потребительской кооперации
Возрождение потребительской кооперации - это ее восстановление, подъем после частичного разрушения, некоторого упадка. Необходимость возрождения вызвана главным образом условиями и последствиями функционирования кооперации в до-рыночный период: тотальным огосударствлением кооперативных обществ и союзов, игнорированием общепринятых ценностей и принципов кооперации, искажением ее целей, деформацией имущественных отношений, принижением самодеятельных начал.
В конце 1980-х годов в направлении возрождения кооперации были сделаны лишь первые робкие шаги. В частности, кое-где восстанавливались ранее ликвидированные (путем слияния) сельские потребительские общества, появились отдельные демократические элементы в процедуре выборов органов управления и контроля потребительских обществ (выдвижение большего числа кандидатур, чем имеется мандатов, и др.), обозначились некоторые признаки расширения гласности и т. п.
Однако в советское время вопрос о возрождении кооперации был лишь поставлен, но не решен; а впоследствии, когда крайне обострилась политическая и экономическая ситуация в стране и началось свертывание "новой кооперации", этот вопрос был отодвинут на задний план и почти забыт. Таким образом, проблема возрождения кооперации не исчезла, а перекочевала после 1991 г. в новую эпоху, в условия рыночных преобразований, сохранив свою общественную значимость. И в трудной обстановке последних лет кооператоры России, делая все для сохранения системы потребительской кооперации, приняли ряд мер для ее возрождения на демократической основе.
Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон СССР о кооперации в СССР 1988 г. при своей относительной прогрессивности был несовершенен, а после 1991 г. он частично устарел, и возникла надобность в специальном законе о потребительской кооперации.
Им стал Закон "О потребительской кооперации в России", принятый Верховным Советом России в июне 1992 г. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного (предпринимательского) потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.
В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества1 . Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993г. почти все потребительские общества России тайным голосованием пайщиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов2 . В ходе осуществления Закона в Краснодарском, Красноярском краях, Кировской, Костромской областях потребительские общества были реорганизованы в акционерные общества, но вскоре в первых трех из этих регионов пайщики свои кооперативы восстановили.
В целом же Закон "О потребительской кооперации в России", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность — от полного и форсированного "раскооперирования".
"Вопросы потребительской кооперации России". Во-первых, постановление положило начало цивилизованным отношениям сотрудничества между Правительством России и Центросоюзом России. Правительство признало необходимым строить эти взаимоотношения на основе ежегодно заключаемых между ними соглашений. Во-вторых, постановление рекомендовало местным органам исполнительной власти также строить свои взаимоотношения с организациями потребительской кооперации в соответствии с ежегодно заключаемыми с ними соглашениями. В-третьих, постановление предусматривало оказание организациям потребительской кооперации финансовой помощи и поддержки путем предоставления кредитов, налоговых льгот, льгот по тарифам и др. Ежегодно заключаемые соглашения вошли с тех пор в практику и позволили относительно устойчиво обеспечивать товарами и услугами не только пайщиков, но и остальное сельское население, а на этой основе сохранить организационную сеть потребительской кооперации, значительную часть ее материальной и технической базы, квалифицированных работников.
Центросоюз России, региональные потребсоюзы и большая часть потребительских обществ, опираясь на Закон, в последние годы проделали значительную работу. Усилия были направлены на то, чтобы вывести потребительскую кооперацию из экономического кризиса, выработать и осуществить систему мер, обеспечивающих подъем кооперативного хозяйства, уточнить социальное предназначение потребительской кооперации с учетом современных условий, строить ее внутреннюю жизнь в соответствии с нравственными ценностями и принципами международного кооперативного движения. Эти усилия стали приносить положительные результаты.
Все еще в потребительских обществах зачастую не хватает сосредоточенности на пайщиках, нередко не принимаются во внимание их мнение, запросы. Предстоит осознать, признать самоценность пайщиков и исходя из этого на удовлетворение их материальных и иных потребностей, на предоставление ощутимых преимуществ именно им нацеливать всю деятельность потребительской кооперации, использовать ее ресурсы.
Сегодня каждый третий пайщик фактически не участвует в кооперативном самоуправлении, так как в прошлом в деле управления было много бюрократического формализма и лицемерия. Нужно от "относительной демократии" перейти к демократии действительной, а формы самоуправления наполнить демократическим содержанием. Только заинтересованное участие самих пайщиков способно превратить потребительское общество в живой организм.
Сегодня наши потребительские общества обладают большей степенью самостоятельности, чем в дорыночные времена. Но самостоятельность должна уравновешиваться с ответственностью, прежде всего перед пайщиками. А еще самостоятельность потребительских обществ должна стать необратимой. Лишь тогда можно говорить об автономности, независимости самой кооперации как системы.
Сегодня части работников потребительской кооперации еще недостает предприимчивости. Хозяйствовать же себе в убыток в рыночной экономике нельзя. Отмеченную выше самостоятельность потребительских обществ необходимо постоянно подтверждать успешной предпринимательской деятельностью. Только при хозяйственном успехе возможно улучшение обслуживания пайщиков, усиление очень важной — социальной — функции потребительского общества.
Сегодня уже нет прежней опеки государственных структур над потребительской кооперацией, командования ее организациями. Формируется современная кооперативная политика Российского государства, которая во многом определит судьбу и возрожденной потребительской кооперации XXI века. Кооператоры призваны участвовать в выработке этой политики, стать не только ее главным объектом, но и деятельным субъектом. Возрождение потребительской кооперации — задача не сиюминутная, а стратегическая. Для ее решения недостаточно одного порыва и даже прорыва. Здесь требуется долгая, целенаправленная, упорная работа.
6.3. Деятельность потребительской кооперации в постсоветский период
В конце 1991 г. наша страна вступила в новую эпоху. В момент крушения ненастоящего социализма миллионы россиян мечтали возвести общее рыночно-демократическое здание, комфортное для всех. Со строительством гражданского общества люди связывали свои надежды на обновление жизни и ее улучшение в кратчайшие сроки. Однако на смену тому социализму пришел бюрократический капитализм. Либеральные реформы привели к монополии нескольких крупных олигархических групп, сколотивших в результате приватизации государственного имущества громадные состояния. По существу это имущество было украдено у народа; значительная часть людей образовала многомиллионную бедноту. А переходный процесс оказался и трудным, и как раз для большинства граждан чрезвычайно болезненным, и неопределенно долгим.
В постсоветские годы потребительская кооперация России претерпела значительные количественные изменения и, что важнее всего, совершила переход от одного качественного состояния к другому, новому качественному состоянию. И в рамках данного периода, с 1991 г. по настоящее время, она прошла (и проходит) три фазы своей эволюции.
Первая фаза (1991-1997 гг.) характеризуется тем, что все усилия кооператоров были направлены на обеспечение выживания, самосохранения системы потребительской кооперации.
На начальной, наиболее неблагоприятной стадии этой фазы, а именно до 1994 г., кооперативные организации в условиях гиперинфляции испытывали острый дефицит денежных средств, были вынуждены брать в банках многократно вздорожавшие кредиты, почти лишились собственных финансовых ресурсов, оказались на грани банкротства. Как следствие резкого увеличения издержек обращения и производства росло количество убыточных потребительских обществ и союзов, а относительно благополучные из них до половины (47,5% в среднем по системе в 1993 г.) своей прибыли направляли в качестве платежей в бюджет. Резко сократились объемы хозяйственной деятельности потребительской кооперации, в тяжелейшем положении оказались оптовая торговля, общественное питание, происходило свертывание закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, ухудшились показатели использования мощностей хлебопекарных, колбасных и других производственных предприятий. На формирующемся рынке кооперация быстро сдавала свои позиции предприятиям других форм собственности. Часть кооператоров оказалась психологически и профессионально не готовой к работе в рыночных условиях, и уроки рынка теперь обходились системе очень дорого.
Вплоть до середины 1992 г. на состоянии дел в потребительской кооперации отрицательно сказывалось и отсутствие адекватной правовой базы: в новейших российских законах о предприятиях и предпринимательской деятельности и о собственности кооперативы как самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц не были предусмотрены. Изданный в феврале 1992 г. первым Президентом России Указ о коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации предусматривал предоставление всем ее хозяйственным единицам право юридического лица, чем в ряде регионов воспользовались коллективы кооперативных магазинов, столовых, цехов, торговых баз, автохозяйств. Выделившись в качестве юридических лиц, они стали выходить из потребительских обществ и союзов. И после издания данного Указа организации системы потеряли значительную часть своего имущества. В завладении этим имуществом путем выведения его из собственности потребительских обществ и союзов участвовали и дельцы от кооперации, ее отдельные руководители-перевертыши, непримиримую борьбу с которыми повели честные работники, преданные кооперативному делу.
Последующая стадия первой фазы, в которую потребительская кооперация вступила в 1994 г., характеризовалась относительным улучшением общей обстановки. Произошла частичная адаптация кооперативной деятельности применительно к рыночным условиям. Пришло понимание того, что рынок — не какое-то временное стихийное бедствие, которое вот-вот пройдет, а естественная среда функционирования кооперации в течение неопределенно долгого времени. Была расширена работа по переподготовке кооперативных кадров. Центросоюз и региональные потребсоюзы практиковали целевое обучение руководителей и специалистов системы работе в рыночных условиях путем проведения семинаров и совещаний, направления на курсы повышения квалификации и даже организации изучения опыта кооператоров в зарубежных странах. Стала осуществляться федеральная программа кооперативного образования. В мае 1997 г. был создан межвузовский Ученый совет Центросоюза.
Важное значение для выживания потребительских обществ и союзов имели меры помощи и поддержки Правительства Российской Федерации. Среди предоставленных им льгот наиболее значимыми в то время явились разрешение на создание фонда развития потребительской кооперации; рассрочка на 10 лет погашения централизованных кредитов, полученных в 1992-1994 гг., и процентов по ним; разрешение привлекать заемные средства пайщиков и некооперированного населения с отнесением выплачиваемых по ним процентов на издержки обращения и производства; освобождение от налогообложения прибыли предприятий и организаций потребительской кооперации 13 регионов, обслуживающих районы Крайнего Севера. Кроме того, финансовая поддержка местным организациям потребительской кооперации была оказана в большинстве республик, краев и областей: освобождение от уплаты некоторых налогов, возмещение кооперации расходов по транспортировке товаров в магазины, расположенные далее 11 км от баз доставки, выделение льготных кредитов и др.
Центросоюз и остальные организации потребительской кооперации вели интенсивные поиски путей выхода из кризиса. В кооперативную практику внедряются бизнес-планы, в районных потребительских обществах реализуется идея единого баланса ("одна организация — один баланс"), происходит диверсификация отраслей кооперативной деятельности, уже тогда кооператоры вплотную занялись организацией бытового обслуживания населения.
Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" в редакции 1997 г. открыл простор для реформирования организационной структуры потребительской кооперации. Выдвинув на первое место потребительские общества как добровольные объединения их членов, Закон одновременно способствовал усилению функций Центросоюза и региональных союзов. В целом потребительская кооперация еще была убыточна, сокращение объемов ее хозяйственной деятельности продолжалось, но темпы падения показателей уже замедлились. Предстояло остановить падение, стабилизировать положение в системе.
Реализация этой задачи стала для кооператоров их главным делом во второй фазе (1998-2002 гг.). Центросоюз и научные силы его вузов, опытные руководители и специалисты потребсоюзов и потребобществ коллективно разработали Программу стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 гг. Она была утверждена 119-м общим Собранием представителей потребительских обществ страны в 1998 г. Этот обширный документ охватывал весь круг актуальных проблем потребительской кооперации, о чем свидетельствовали сами названия разделов Программы: пайщик — центральная фигура потребительской кооперации; организационная структура; правовое обеспечение деятельности; экономика и финансы; развитие отраслей деятельности; региональные особенности Сибири, Дальнего Востока, Севера; кадровая политика и образование. Программа содержала не только критический анализ состояния дел в потребительской кооперации, но прежде всего конкретные меры и ценные рекомендации, выполнение которых должно было способствовать оздоровлению и стабилизации системы, выведению ее из экономического кризиса.
Эффективным рычагом осуществления данной Программы стали ежегодно проводимые Центросоюзом российские научно-практические конференции: "Потребительская кооперация — социально ориентированная система" (1999 г.), "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии" (2000 г.), "Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления" (2001 г.), "Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации" (2002 г.).
Эти конференции, во-первых, имели важное прикладное значение с точки зрения мобилизации кооперативной общественности на решение текущих и перспективных чисто практических задач; во-вторых, явились удачно найденной формой тесного творческого сотрудничества отраслевой науки и живой кооперативной практики; в-третьих, позволили пайщикам и работникам системы уяснить своеобразие кооперативной модели и лучше осознать суть философии кооперации, прежде всего правильное соотношение целей кооперации и средств их достижения.
Конференциями были охвачены десятки республиканских, краевых, областных потребсоюзов и многие потребительские общества, тысячи профессиональных работников кооперации, ее активисты-пайщики, представители органов местного самоуправления и священнослужители религиозных организаций. Центросоюз, большинство региональных союзов и потребительских обществ, все добросовестные кооператоры в эти годы целенаправленно работали над реализацией Программы стабилизации и развития, рекомендаций научно-практических конференций. Многие организации потребительской кооперации установили сами для себя напряженные задания по всем разделам Программы, а в дальнейшем ее объемные показатели не раз пересматривали в сторону их увеличения. Начиная с 1999 г. первенствующее значение в потребительской кооперации стало приобретать усиление социальной работы. Имея по законодательству статус некоммерческой организации, потребительская кооперация объявила себя социально ориентированной системой, миссия и социальная стратегия которой — работа по преодолению бедности и духовно-нравственное возрождение села.
Организации потребительской кооперации содержали в отдаленных населенных пунктах свои убыточные магазины и доставляли туда товары, путем организации малых производств и предприятий бытового обслуживания создавали новые рабочие места с целью трудоустройства безработных, закупали у граждан сельскохозяйственные продукты, выплачивая за них миллионы рублей и тем самым увеличивая денежные доходы населения, предоставляли своим пайщикам социальные льготы, прибыльно работающие потребительские общества выдавали им кооперативные выплаты и т. д.
Изменился в лучшую сторону внешний облик многих кооперативных магазинов, которые, не переставая быть торговыми предприятиями, в то лее время отныне являются пунктами закупки сельскохозяйственной продукции и центрами работы с сельчанами, в них организуются чайные столы, библиотечки, выписывается газета для пайщиков "Российская кооперация". В 1999 г. деятельность потребительской кооперации в целом перестала быть убыточной, и к своему 170-летнему юбилею, широко отмеченному в 2001 г., система имела окрепшую финансовую базу.
Главным итогом работы кооператоров России в 1998-2002 гг. явилось достижение относительной устойчивости кооперативной экономики, переход системы от спада к росту. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации за этот период увеличился в 3 раза и в 2002 г. достиг 97 млрд руб., в том числе товарооборот розничной торговли и общественного питания составил 67 млрд, производство товаров — почти 14 млрд, объем закупок сельскохозяйственной продукции — более 8 млрд, платных услуг — около 3 млрд руб. Рост объемов хозяйственной деятельности был достигнут практически во всех отраслях.
В помощь владельцам сельских подворий потребительские общества и их союзы начали открывать малые производства: зернодробилки, мельницы, крупорушки, пункты приема молока и его сепарирования, молокозаводы, маслобойки и др. Немало сил и средств кооператоры вложили в дело возрождения службы быта на селе. С каждым годом увеличивались площади земельных угодий, используемых потребительскими обществами для производства животноводческой и земледельческой продукции. Общий рост объемов и развитие новых видов деятельности позволили в 1999-2002 гг. создать в организациях системы более 70 тыс. постоянных рабочих мест и, кроме того, десятки тысяч человек привлечь на временную, сезонную работу и на работу на условиях неполного рабочего дня.
Заметно улучшились качественные показатели кооперативной деятельности. Если перед принятием Программы стабилизации и развития потребительской кооперации 2/3 ее организаций и предприятий были убыточными, то в 2002 г., наоборот, из 5000 хозрасчетных организаций и предприятий 3300, или 2/3, работали прибыльно. Рентабельная работа большинства потребобществ и их союзов открыла возможности лучшего осуществления социальной миссии кооперации и обновления ее материально-технической базы.
В третью, современную фазу развития потребительская кооперация вступила в 2002 г. За предыдущий период расширилось правовое поле деятельности потребительской кооперации, была достигнута консолидация сил в осуществлении программ ее стабилизации и развития, в деле сохранения единства и самобытности системы. В начале XXI столетия у потребительской кооперации возникли новые задачи, в первую очередь в реализации ее социальной миссии. Возникла необходимость сформулировать определяющий замысел кооператоров на предстоящий период. С учетом этого Центросоюз разработал Концепцию развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. В данном документе, являющемся формой прогнозирования, расширены и углублены все те основные направления, которые еще раньше были исследованы в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации страны.
Целью Концепции провозглашен переход организаций потребительской кооперации России к стадии устойчивого роста и активной реализации социальной миссии. Это означает, что на первый план кооператоры выдвинули преодоление бедности, духовность, создание достойных условий жизни на селе.
В апреле 2002 г. в Москве состоялось 123-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации. Оно приняло постановление "Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации". В том же году проведенная в 37 республиканских, краевых и областных потребсоюзах Российская научно-практическая конференция выработала Рекомендации по реализации данного постановления.
Таким образом, выжив в начале реформ и несколько ок-репнув в дальнейшем, потребительская кооперация вплотную приступила к выполнению своей исконной, социальной миссии.
Следует заметить, что в последние десятилетия существования советского строя хозяйственная работа, а именно рост сельской торговли и заготовок, считалась главным делом огосударствленной потребительской кооперацией. Тогда слишком мало значения придавалось социальному смыслу ее деятельности. В нашей стране было практически забыто о том, что первые английские кооперативы потребителей зародились как результат энергичного поиска средств борьбы с бедностью, безработицей, невежеством, а также с таким распространенным в то время среди британских пролетариев пороком, как пьянство.
Между тем бедность и голод в мире оставались все на том же уровне, что и прежде. Многие национальные кооперативные движения постоянно заботились об обеспечении единства экономических и социальных функций кооперации и содействовали материальной самопомощи членов кооперативов. Еще в 70-х годах прошлого века Международный кооперативный альянс опубликовал специальное исследование "Кооперативы и бедняки" и рекомендовал его для изучения данной глобальной проблемы. В ряде стран кооперация превратилась в одно из средств сокращения бедности, нужды, голода. Потребительские кооперативные организации оказались эффективными в деле распределения продуктов питания, обеспечения занятости, оказания малоимущим самых необходимых услуг.
Включение потребительской кооперации России в работу по преодолению бедности известной части сельского населения в наши дни — это вовсе далее не новая, а полузабытая старая задача кооператоров. И подчинение хозяйственной деятельности кооперации выполнению этой ее социальной задачи соответствует традициям кооператоров дореволюционной России и рочдейлских пионеров из Великобритании, духу главной мысли Роберта Оуэна об улучшении условий жизни бедных путем взаимной кооперации.
В Концепции развития потребительской кооперации страны определены конкретные направления, способы, меры борьбы с бедностью, подчеркнуто, что социальная миссия должна быть направлена на все население — как на пайщиков, так и остальных сельских жителей. Помимо оказания населению непосредственной помощи и поддержки путем увеличения объемов и расширения видов своей предпринимательской деятельности потребительская кооперация обеспечивает занятость людей, что дает им возможность иметь постоянную или временную работу и получать за свой труд соответствующую оплату, денежный доход. Создавая новые производства, открывая магазины на дому и сезонные предприятия, развивая службу быта, организуя рыболовецкие бригады и пасеки, закупая молоко, грибы или лекарственные травы, потребительские общества и их союзы могут и должны содействовать трудоустройству и занятости безработных, пенсионеров, инвалидов и других уязвимых групп населения.
6.4. Организационные и уставные основы системы потребительской кооперации
опосредствованные потребительским обществом.
6.5. Образование, реорганизация и ликвидация потребительского общества
свидетельство об уплате регистрационного сбора.
6.6. Кооперативное самоуправление. Органы управления и контроля потребительских обществ и их союзов
кооперации.
общее собрание уполномоченных общества.
В статье 17 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка.
Преобладающее большинство потребительских обществ России сегодня являются крупными и объединяют значительное количество пайщиков, проживающих зачастую в десятках деревень, сел, поселков и небольших городов. Поэтому в Примерный устав потребительского общества включен особый раздел, посвященный кооперативному участку общества.
Кооперативный участок — часть потребительского общества. Он объединяет определенное количество пайщиков (обычно не более 100-200 человек), проживающих на определенной территории (например, в конкретном селе) либо работающих в какой-нибудь организации. Зоны действия участков и их количество по месту жительства или работы пайщиков определяются советом потребительского общества с учетом численности его членов, дислокации кооперативных магазинов, населенных пунктов и других условий. В 2004 г., например, отчетные собрания проводились на более чем 60 тыс. кооперативных участков.
На каждом кооперативном участке создается опорный пункт потребительского общества, работают организационная, просветительская комиссии и комиссия кооперативного контроля.
Органами управления и контроля деятельности кооперативного участка являются собрание пайщиков данного участка и создаваемые им участковые комиссии. В лице этих своих органов кооперативный участок обладает такими полномочиями, как рассмотрение вопросов работы кооперативного участка и в целом потребительского общества; организация кооперирования населения; предоставление услуг пайщикам; изучение покупательского спроса; информирование пайщиков о деятельности данного участка, потребительского общества и системы потребительской кооперации; сбор вступительных и паевых взносов; выполнение наказов пайщиков, рассмотрение их жалоб и заявлений.
Собрания пайщиков кооперативных участков потребительского общества — основная форма участия пайщиков в самоуправлении. По уставу эти собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год; в последнее время признано целесообразным проводить их чаще, два раза в течение года: первое - в январе-марте, второе - в июне-сентябре. Созыв собрания пайщиков кооперативного участка осуществляется организационной комиссией данного участка в соответствии с уставом потребительского общества. Оно может быть созвано не только по инициативе органов потребительского общества и кооперативного участка, но и по требованию не менее 1/10 пайщиков этого участка.
Собрание пайщиков кооперативного участка правомочно, если на нем присутствует не менее 50% пайщиков данного участка. В компетенцию собрания пайщиков кооперативного участка входят: - создание потребительским обществом союзов; вступление общества в союзы; выход общества из союзов; - преобразование общества в другую организационно-правовую форму; - создание организационной, просветительской комиссий, комиссии кооперативного контроля, заслушивание и утверждение их отчетов; - выборы из числа пайщиков общества уполномоченных общества и заслушивание отчетов уполномоченных данного кооперативного участка (Примерный устав потребительского общества содержит важное положение о том, что работников потребительской кооперации в составе уполномоченных должно быть не более 10%); - выборы председателя кооперативного участка; - заслушивание отчета о работе предприятий или структурных подразделений потребительского общества, обслуживающих пайщиков этого участка; - внесение предложения о расторжении контрактов (трудовых договоров) с работниками предприятий общества и его структурных подразделений, обслуживающих пайщиков данного кооперативного участка.
Первые четыре вопроса в приведенном перечне относятся к исключительной компетенции собрания пайщиков кооперативного участка. По этим вопросам совет потребительского общества утверждает повестку дня и сроки проведения собраний пайщиков на всех участках общества. По протоколам собраний пайщиков на участках совет общества устанавливает суммарные итоги голосования ("за", "против", "воздержался") и докладывает эти итоги собранию уполномоченных общества. Решение, принятое собраниями пайщиков кооперативных участков, обязательно для общего собрания уполномоченных потребительского общества.
Решение собрания, в том числе о создании союзов и вступлении общества в союзы, считается принятым, если за него проголосовало более половины пайщиков потребительского общества, присутствующих на собрании пайщиков кооперативного участка общества.
Решение о выходе потребительского общества из союза считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.
Решение о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму считается принятым, если за него проголосовали все пайщики кооперативных участков общества.
Решение на собрании пайщиков кооперативного участка принимается открытым голосованием, если собрание не имеет иного решения.
Общее собрание уполномоченных потребительского общества вправе решать все вопросы, относящиеся к полномочиям общего собрания пайщиков, за исключением вопросов о создании союзов, вступлении в союзы, выходе из союзов и преобразовании общества в другую организационно-правовую форму.
К исключительной компетенции общего собрания уполномоченных общества относятся: принятие устава общества, внесение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности общества; создание хозяйственных обществ; определение размеров (и изменение размеров) паевых взносов пайщиков; определение размеров и порядка кооперативных выплат; избрание из числа пайщиков общества представителей в союз потребительских обществ и делегирование им полномочия по избранию представителей в союзы потребительских обществ других уровней; досрочный отзыв представителей общества, ранее избранных в союз; избрание из числа пайщиков общества председателя и членов совета общества, членов ревизионной комиссии общества, определение средств на их содержание, заслушивание отчета об их деятельности, прекращение их полномочий; утверждение положения о ревизионной комиссии общества; утверждение годовых программ экономического и социального развития общества, а также годовых отчетов и балансов, заключения по ним ревизионной комиссии; определение порядка оплаты труда и формы поощрения членов совета общества, пайщиков, работающих на общественных началах в кооперативных органах управления и контроля; принятие наказов пайщиков, заслушивание отчетов об их исполнении, выработка наказов представителям общества в союзе потребительских обществ для принятия по ним решений общим собранием представителей потребительских обществ данного союза; отчуждение недвижимого имущества общества определенной стоимости, величина которой устанавливается в уставе общества; привлечение к ответственности выборных лиц за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей и нарушение устава общества; рассмотрение жалоб на действия совета общества, ревизионной комиссии общества, разрешение разногласий между ними, отмена при необходимости их решения; определение порядка покрытия убытков, понесенных обществом; реорганизация и ликвидация общества; исключение пайщиков из общества; определение видов, размеров и условий формирования фондов общества, утверждение положений о них.
Перечисленные вопросы не могут быть переданы общим собранием уполномоченных потребительского общества на решение совета общества и правления общества.
Общее собрание уполномоченных общества правомочно, если на нем присутствует более трех четвертей уполномоченных общества. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей уполномоченных общества, участвующих в общем собрании.
Общее собрание уполномоченных общества созывается советом общества по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Примерный устав потребительского общества предусматривает возможность созыва чрезвычайного общего собрания уполномоченных общества по требованию не менее 1/3 этих уполномоченных, а при выявлении фактов грубого нарушения устава, злоупотреблений, ухудшения финансово-экономического положения общества — также по решению совета союза потребительских обществ, членом которого является данное общество.
Решения общего собрания уполномоченных общества обязательны для всех пайщиков общества.
Уполномоченные в периоды между общими собраниями уполномоченных общества контролируют выполнение их решений, периодически отчитываются перед пайщиками о своей работе и информируют пайщиков о решениях общего собрания, оказывают содействие комиссиям кооперативного участка, проводят работу по кооперированию населения и сбору паевых взносов.
Совет потребительского общества — орган управления данного общества, которое представляет интересы пайщиков этого общества, защищает их права и подотчетен его общему собранию. Совет потребительского общества осуществляет полномочия, определенные законом и уставом, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания потребобщества.
Совет общества в период между общими собраниями осуществляет управление обществом и ведет его дела в пределах своей компетенции. К исключительной компетенции совета общества относятся: проведение общих собраний потребительского общества; определение полномочий правления общества и осуществление контроля за его деятельностью; утверждение положения о правлении потребительского общества; утверждение бюджета потребительского общества; назначение, увольнение, освобождение от исполнения полномочий заместителей председателя совета общества, членов правления общества, назначение и увольнение председателя правления общества и заместителей председателя правления общества.
Совет общества не может передать свои исключительные полномочия правлению общества.
Заседания совета общества проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее 3/4 членов совета общества, в том числе председатель совета или его заместитель. Решение принимается простым большинством голосов состава совета общества. Пайщики вправе участвовать в заседании совета потребительского общества.
Совет общества не реже чем один раз в год отчитывается перед общим собранием потребительского общества; это собрание созывается не позднее трех месяцев по окончании хозяйственного года.
Председатель совета общества должен иметь опыт работы в потребительской кооперации. Он исполняет свои обязанности, как правило, на общественных началах. Члены совета общества избираются из числа известных и активных пайщиков. Закон требует, чтобы более 50% численного состава совета потребительского общества составляли пайщики, не являющиеся работниками общества. Уставом потребительского общества определяются порядок принятия председателем совета и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым председатель совета и его заместители вправе принимать единолично.
Правление потребительского общества — исполнительный орган управления общества, который создается в каждом потребобществе для руководства его хозяйственной деятельностью.
Председатель правления, заместители председателя и члены правления назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности советом потребительского общества.
Правление непосредственно организует работу потребительского общества в пределах своих полномочий. По поручению совета общества правление разрабатывает предложения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания общества и совета общества.
Правление также проводит аттестацию работников общества, информирует пайщиков о работе общества. Правление несет ответственность за организационную, хозяйственную, финансовую деятельность общества.
Правление общества проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Правление правомочно принимать постановления по определенному кругу вопросов, если на его заседании присутствует не менее половины членов правления, в том числе председатель правления или его заместитель.
Как соотносятся функции трех органов управления потребительского общества? Наука управления дает на этот вопрос краткий ответ: общее собрание кооператива в форме наказов пайщиков выражает потребности и желания; совет формирует их как цели и включает в планы развития потребительского общества; правление вырабатывает планы их достижения и претворяет их в жизнь.
Разграничение функций между советом и правлением потребительского общества в самом общем виде представляют следующим образом (рис. 6).
Ревизионная комиссия потребительского общества осуществляет контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями, структурными подразделениями, представительствами и филиалами. Комиссия прежде всего контролирует работу по обеспечению сохранности имущества потребительского общества, предупреждает возможные случаи бесхозяйственности, порчи товарно-материальных ценностей. Решения ревизионной комиссии рассматриваются и исполняются советом или правлением потребительского общества в течение 30 дней. В случае несогласия ревизионной комиссии с решением совета или правления либо при непринятии решения советом или правлением ревизионная комиссия передает свое решение на рассмотрение общего собрания потребительского общества.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием общества. Члены ревизионной комиссии не могут быть ни членами совета общества, ни членами правления общества, а также супругами, родственниками по отношению к членам совета общества и членам правления общества. Ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя ревизионной комиссии и его заместителя.
В своей работе ревизионная комиссия руководствуется законом, уставом потребобщества и положением, которое утверждается общим собранием общества.
В потребительском обществе может быть создано несколько комиссий кооперативного контроля. Избирается такая комиссия для контроля на кооперативном участке соблюдения устава потребительского общества, выполнения решений органов управления и контроля общества и союзов, членом которых является данное общество. Комиссия осуществляет постоянный контроль за работой магазинов, столовых, пекарен и других предприятий общества на территории кооперативного участка, выявляет недостатки в их работе и добивается их устранения. Комиссия вносит предложения по улучшению ассортимента товаров, списанию испорченных или не реализованных в срок товаров на предприятиях данного кооперативного участка, а также выполняет иные функции, предусмотренные положением о комиссии кооперативного контроля.
В союзах потребительских обществ района, области, края, республики органами управления и контроля являются общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет, правление и ревизионная комиссия.
Общее собрание представителей потребительских обществ союза района, области, края или республики — высший орган управления соответствующего союза. Общее собрание представителей признается правомочным, если в его работе участвуют не менее чем две трети представителей. Общее собрание представителей полномочно рассматривать и решать все вопросы, касающиеся деятельности союза. В частности, оно избирает председателя, членов совета и членов ревизионной комиссии союза.
Совет районного, областного, краевого или республиканского союза потребительских обществ, будучи представительным органом, осуществляет управление союзом между общими собраниями представителей потребительских обществ союза.
Заседания совета союза проводятся с периодичностью, предусмотренной уставом союза, но не реже одного раза в полугодие.
Совет союза полномочен решать вопросы, если на его заседании присутствует не менее половины его членов, в том числе председатель совета союза или его заместитель. Совет союза для осуществления текущей деятельности союза вправе избрать из своего состава президиум совета союза. Президиум ответствен перед советом союза.
Члены совета союза исполняют свои полномочия на общественных началах, председатель совета союза исполняет свои полномочия, как правило, на общественных началах. Более 50% численного состава совета союза должны составлять представители, не являющиеся работниками организаций потребительской кооперации.
Правление районного, областного, краевого или республиканского союза потребительских обществ — исполнительный орган управления соответствующего союза, назначаемый советом союза и подотчетный совету союза. Правление создается в каждом союзе для руководства хозяйственной деятельностью союза.
Ревизионная комиссия районного, областного, краевого или республиканского союза потребительских обществ контролирует соблюдение устава союза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза.
В Центральном союзе потребительских обществ Российской Федерации его высшим органом управления является общее Собрание представителей потребительских обществ — членов Центросоюза России1 . По данным Мандатной комиссии, приведенным на 128-м общем Собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006 г.), число избранных от 3497 потребительских обществ представителей составило 200 человек. Общее Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей представителей. Общее Собрание представителей полномочно решать все вопросы, являющиеся предметом деятельности Центросоюза.
Совет Центросоюза — представительный орган потребительских обществ, являющихся членами Центросоюза. Совет нынешнего состава включает 29 человек и управляет деятельностью Центросоюза между общими собраниями представителей.
Заседания совета Центросоюза проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Совет правомочен принимать решения по рассматриваемым вопросам, если на его заседании присутствует не менее половины членов совета, в том числе председатель совета или его заместитель.
Президиум совета Центросоюза является органом управления, избираемым из состава совета для оперативного решения текущих вопросов, являющихся предметом деятельности Центросоюза. Президиум ответствен перед советом Центросоюза.
Правление Центросоюза — исполнительный орган этого союза, оно назначается советом и непосредственно организует все виды деятельности Центросоюза в пределах своих полномочий.
Ревизионная комиссия Центросоюза контролирует соблюдение устава Центросоюза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза, его предприятий, организаций, учреждений. Ревизионная комиссия состоит из 5 человек.
Таковы органы управления и контроля потребительской кооперации. Этой системе органов свойствен ряд общих черт:- во все органы общественного самоуправления выдвигаются и избираются только члены потребительских обществ; - советы и ревизионные комиссии всех звеньев выборны и подотчетны органам, их избравшим, а правления назначаются советами и подотчетны советам;
- члены совета не должны быть одновременно членами правления данного потребительского общества или союза; - в работе всех выборных органов потребительских обществ и их союзов достаточно широко применяются общественные начала;
- органы управления и контроля являются коллегиальными;
- ревизионные комиссии в своей работе независимы от советов и правлений, деятельность которых они контролируют; - советы, ревизионные комиссии, уполномоченные и представители потребительских обществ — все эти общественные институты избираются на пятилетний срок; очередные собрания пайщиков кооперативных участков, общие собрания уполномоченных потребительских обществ и общие собрания представителей потребительских обществ союзов созываются ежегодно. Возможно проведение внеочередных собраний;
- на всех этих собраниях при голосовании пайщик, уполномоченный или представитель имеет один голос. В целом данная система органов общественного самоуправления демонстрирует демократическую сущность потребительской кооперации, наличие полезных элементов единства в управлении кооперативными делами.
6.7. Основы экономической деятельности потребительского общества. Распределение доходов
С Согласно Конституции Российской Федерации в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 2 статьи 8). Кооперативная собственность, к сожалению, в этом перечне специально не выделена.
Собственность — это то, без чего в своей деятельности не обходится практически ни одно потребительское общество, ни один кооперативный союз.
Собственность определяют, во-первых, как реальные отношения людей к вещам, а во-вторых, как отношения между людьми по поводу вещей, их принадлежности, их присвоенности. Иначе говоря, вещи из понятия собственности не изгоняются. В этом смысле объектом права собственности является имущество. Само потребительское общество суть субъект права собственности. Объекты права собственности (имущество) принадлежат субъекту права собственности (потребительскому обществу).
Существуют различные точки зрения относительно того, какой — личной, частной, долевой, совместной, групповой, коллективной, общей, общественной или еще какой-то иной — является собственность кооператива вообще и потребительского общества в частности. Чтобы приблизиться к правильному ответу на данный вопрос, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Первое: у имущества, принадлежащего тысячам потребительских обществ (и сотням их союзов), нет единого и единственного субъекта права собственности. Собственность в системе потребительской кооперации в масштабе страны многосубъектна. Второе: имущество каждого потребительского общества обособлено от имущества остальных потребительских обществ, а тем более союзов потребительских обществ. Имущество принадлежит строго каждому обществу. Этим потребительскому обществу обеспечивается его юридическая независимость, право принимать исходя из интересов пайщиков любые хозяйственные решения, не противоречащие законодательству. Третье: внутри потребительского общества его имущество не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами.
Поэтому имущество потребительского общества есть нечто целое, находящееся в коллективном управлении всей группы пайщиков, составляющих вместе данное конкретное общество. Отсюда — характеристика собственности потребительской кооперации как коллективной, групповой. Говоря о формах кооперативного хозяйства, академик Леонид Абалкин отмечал этот их отличительный признак — наличие коллективно-группового присвоения.
Коллективный, групповой характер собственности означает принадлежность имущества каждого потребительского общества ему как совокупному собственнику. И только ему самому, а не отдельным лицам и не государству, не социуму в целом. Получается, что сколько потребительских обществ — столько же субъектов права собственности.
В пределах каждого конкретного потребительского общества устанавливается коллективное, групповое присвоение имущества и осуществляется совместное владение, распоряжение и пользование им.
Присвоение в юридическом смысле дает право полной собственности, свидетельствует о господстве собственника над вещами, предметами; собственник может владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право владения означает физическое обладание предметом собственности; владелец им пользуется и распоряжается. Право распоряжения имуществом есть возможность изменить его юридическую принадлежность; распорядитель принимает решение об окончательной судьбе имущества (например, может его передать, подарить, перепрофилировать). Право пользования означает потребление предмета собственности; пользователь лишь пользуется имуществом — эксплуатирует его, извлекает полезные свойства, получает выгоды.
В Примерном уставе потребительского общества записано, что основой экономической деятельности общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.
Источниками образования имущества потребительского общества являются: паевые взносы; доходы от предпринимательской деятельности общества и созданных им организаций; имущество, поступившее при создании общества в его собственность; доходы, полученные от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг; средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством России.
Здесь уместно выделить еще одно отличие собственности потребительского общества от некооперативных форм (видов) собственности. Это отличие обусловлено генезисом (происхождением) собственности потребительской кооперации. Первоначально она почти всегда и всюду возникала исключительно на основе внесения учредителями потребительского общества вступительного и паевого взносов. В статье 4 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" говорится, что потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов. Значит, так было и так осталось.
Пай, или паевой взнос, в потребительском обществе как один из источников образования его имущества имеет особенности. Во-первых, пай становится кооперативным в результате добровольного преобразования пайщиками части своей индивидуальной (личной, частной) собственности. Можно сказать так: пай — преобразованная личная собственность пайщика. Во-вторых, пай, ставший источником имущества потребительского общества, в данном обществе не обезличивается и составляет дробную часть его паевого фонда (капитала). Еще в конце 20-х годов один из теоретиков кооперации Николай Попов (1885-1938) отмечал, что "паевой капитал кооперации имеет двойственный характер: он остается собственностью лиц, его внесших, и в то же время является коллективным капиталом всего кооператива"1 . Учитывает дуализм, двойственность пая и устав потребительского общества, который разрешает возврат пайщику его паевого взноса при выходе из общества, что делает паевой фонд делимым.
Именно с паем связаны специфические паевые отношения в потребительском обществе — отношения по поводу установления размера пая, порядка и сроков его внесения и возврата, использования на погашение возможного убытка, начисления и выдачи кооперативных выплат, наследования пая и др. Эти отношения пронизывают все имущественные отношения в потребительской кооперации, придают особый кооперативный характер собственности и потребительских обществ, и союзов потребительских обществ.
Собственности потребительских обществ противопоказана чрезмерная централизация средств и управления хозяйством. Наоборот, ее природе больше соответствуют децентрализация, свобода экономического маневра, предприимчивость. Они способны обеспечить не только безубыточную работу потребительских обществ, но и самофинансирование, т. е. получение доходов, достаточных для расширения деятельности обществ, решения социальных задач, выдачи кооперативных выплат пайщикам. Кооперативная собственность предполагает личное и имущественное участие пайщиков в своем потребительском обществе, участие в его хозяйственной деятельности (приобретение товаров, пользование услугами и т. д.).
Собственность — это не только собственные средства1 . Кооперативы пользуются также заемными средствами. Заемные средства — это прежде всего банковские и коммерческие кредиты, имеющие соответственно денежную и товарную формы. Согласно статье 807 ГК РФ кредиты выдаются заемщику в собственность. Кроме того, начиная с 1994 г. организациям потребительской кооперации было разрешено привлекать заемные средства пайщиков и некооперированного населения.
Собственные средства потребительского общества подразделяются на фонды: паевой, неделимый, резервный, социального развития, подготовки кадров, развития потребительской кооперации, стимулирования пайщиков и др.
Паевой фонд представляет собой часть собственного капитала потребительского общества, отражающая стоимость имущества, внесенного пайщиками в качестве паевых взносов. Паевой взнос как имущественный взнос пайщиков может быть внесен в любой форме: денежными средствами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Как было отмечено выше, паевой фонд является делимым.
Неделимый фонд (он создается и в союзах потребительских обществ) — часть имущества потребительского общества (и союза), которая не подлежит распределению между пайщиками ни в какой форме как в период деятельности потребительского общества (и союза), так и в случае его ликвидации. Этот фонд образуется за счет части доходов от хозяйственной деятельности и иных источников. После ликвидации общества этот фонд передается другому потребительскому обществу (другим потребительским обществам).
Резервный фонд — фонд, создаваемый за счет собственных средств потребительского общества (и союза) для осуществления финансирования работ по ликвидации последствий непредвиденных обстоятельств и ситуаций, а также страхования от этих обстоятельств и ситуаций.
Фонд развития потребительской кооперации — фонд, предназначенный для стабилизации кооперативной экономики. Фонд создавался с 1994 г. за счет отчисления до 6% (с 2003 г. — до 4%) выручки от реализации товаров и услуг.
Объектами права собственности потребительского общества являются имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, продукты интеллектуального и творческого труда.
В соответствии с уставными целями и задачами потребительское общество имеет право заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законодательством Российской Федерации, направленными на удовлетворение потребностей пайщиков. Потребительскому обществу разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Потребительское общество преследует несколько целей, и они иерархичны, разноуровневы. Различают главную и сопутствующие цели.
Главная (высшая) цель потребительского общества — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, предоставление им особых преимуществ. Пайщики составляют основную заинтересованную группу среди покупателей, которых обслуживает кооператив. Поэтому потребительское общество должно работать прежде всего в интересах своих пайщиков, обеспечивая им хорошие условия приобретения товаров и пользования услугами, высокое качество этих товаров и услуг при справедливых ценах, участие в доходе, другие выгоды. Вместе с тем потребительское общество не является для пайщиков благотворительной организацией, хотя и должно сочетать свою предпринимательскую деятельность с проявлением социальной заботы в отношении пайщиков.
К сопутствующим целям потребительского общества относятся: совершенствование торгово-закупочной деятельности, развитие маркетинга, безубыточная работа, доходность хозяйственных операций, рост эффективности, способность привлекать и удерживать капитал в интересах развития общества, платежеспособность, достижение достаточно крупного масштаба и устойчивого положения на рынке, повышение производительности и оплаты труда профессиональных работников кооперации, хорошие отношения со сторонними инвесторами, поставщиками и общественностью, заинтересованный контроль за деятельностью со стороны пайщиков, поддержание более благоприятного образа-представления и др. Это тоже важные, значимые, но промежуточные, вспомогательные цели, каждая из которых (при успешном ее осуществлении) легко превращается в средство достижения главной цели потребительского общества.
Если все цели потребительского общества представить условно как "дерево целей", то на самой вершине окажется главная цель, а на разноуровневых "ветвях" — сопутствующие цели, которые вместе с "корневой системой" (таковой является хозяйственная деятельность) "питают" высшую цель кооператива.
Именно в достижении этой высшей цели, а также в извлечении денежного дохода, необходимого для саморазвития кооператива и поддержания его конкурентоспособности на рынке, собственность потребительского общества реализуется экономически. Понятие "реализация" собственности вскрывает ее социально-экономические функции, формы осуществления, проявления, т. е. результативность владения, пользования и распоряжения имуществом, реальную отдачу от нее.
Доход потребительского общества как результат предпринимательской деятельности после вычета из него затрат и уплаты предусмотренных законодательством обязательных платежей направляется по решению общего собрания общества в фонды общества (неделимый, резервный и др.), причем размеры, порядок формирования и использования этих фондов устанавливается общим собранием потребительского общества. Оставшаяся часть дохода, но не более 20% от распределяемой суммы, решением общего собрания может распределяться между пайщиками по итогам работы за год в виде кооперативных выплат. Распределение осуществляется пропорционально участию пайщиков в хозяйственной деятельности своего общества или их паевым взносам, если не предусмотрено иное уставом потребительского общества.
6.8. Отрасли хозяйственной (предпринимательской) деятельности потребительской кооперации
Еще на заре XX столетия российские кооператоры решительно выступали против отождествления потребительских обществ с лавочками и отмечали огромное социальное значение кооперации.
Как демократическая, народная организация потребительское общество ставит перед собой социальные, общественно значимые цели, для него важнее всего забота о благе людей, защита интересов пайщиков, человеческая ценность. Во всяком случае в действительности так должно быть.
Как совокупность хозяйственных единиц, как деловое предприятие потребительское общество осуществляет экономическую, предпринимательскую деятельность, которая служит средством достижения целей этого кооператива. Разумно согласовать хозяйственные действия с выполнением социальных целей — задача каждого современного потребительского общества и союза.
Цели потребительских обществ достойные, нравственно безупречные; такими же должны быть и средства их достижения. А основным средством является хозяйственный успех, который достигается в отраслях деятельности самой потребительской кооперации прежде всего в процессе обслуживания пайщиков, членов их семей и остального населения.
Потребительская кооперация уже давно является многоотраслевой системой. В период рыночных преобразований у нее появились новые отрасли (или области) деятельности. Ныне в Примерном уставе потребительского общества приводится обширный перечень видов хозяйственной и социальной деятельности, включающий около 40 укрупненных пунктов. Такого разнообразного круга разрешенных ей видов деятельности потребительская кооперация страны раньше не знала никогда— ни до 1917 г., ни после. В данный перечень вошли как известные, старые отрасли, виды деятельности, так и новейшие. Среди этих последних — хранение нефти и продуктов ее переработки, пассажирские перевозки автотранспортом, юридические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, ритуальные услуги, лизинговая, риэлтерская, туристическая деятельность, гостиничный бизнес и т. д. Особое место занимают услуги, получившие в кооперации распространение в последние годы и связанные с осуществлением ею своей социальной миссии: ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт сложной бытовой техники, часов, парикмахерские и фотоуслуги, заточка режущих инструментов, библиотечки и чайные столы в магазинах, обустроенные детские площадки и т. п. Иначе говоря, потребительская кооперация обладает полномочиями заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законодательством и направленными на удовлетворение потребностей пайщиков.
Каждая из относительно обособленных областей деятельности потребительской кооперации представляет собой отрасль с характерным единством целевых функций, качественно однородной группой хозяйственных единиц, видом услуг и продукции, условиями действия. С точки зрения своих целевых функций все отрасли (области) кооперативной деятельности условно можно объединить в три большие группы: 1) старые, традиционные; 2) новые, нетрадиционные; 3) вспомогательные, подсобные (рис. 7) .
К старым, традиционным отраслям деятельности потребительской кооперации относятся главным образом торговля, общественное (массовое) питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, промышленность. Они многофункциональны с точки зрения макроэкономики, например, торговля и закупки экономически связывают производство и потребление. В рамках кооперативной системы традиционные отрасли выполняют двоякую роль: с одной стороны, несут значительную социальную нагрузку, способствуют повышению уровня и качества жизни (торговля обеспечивает пайщиков товарами, причем даже в отдаленных населенных пунктах по рыночным ценам; закупки увеличивают доходы сельских жителей; рост отраслей ведет к увеличению занятости населения и т. д.), а с другой стороны, служат своего рода экономическими локомотивами потребительской кооперации, потому что использование полученных в традиционных отраслях доходов в качестве инвестиций позволяет развивать все отрасли системы, всю ее инфраструктуру.
Торговля — самая крупная отрасль деятельности потребительской кооперации, где совершается товарообмен при посредстве денег, купляпродажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. В торговле используется значительная часть экономических ресурсов и занято около половины общей численности работников системы. В совокупном объеме деятельности потребительской кооперации торговля занимает 70%.
Потребительская кооперация осуществляет внутрисистемную оптовую и розничную торговлю.
Оптовая торговля — это приобретение крупных партий товаров специальными организациями и предприятиями для их последующей продажи и переработки. Оптовую торговлю осуществляют главным образом союзы потребительских обществ через свои межрайонные и другие оптовые базы. Последние располагают средствами доставки товаров, складами для приема, хранения, подсортировки и отпуска товаров, машинными холодильниками, подъемно-транспортными средствами и залами товарных образцов. По структуре ассортимента реализуемых товаров преобладают универсальные оптовые базы. Основная функция опта — снабжение товарами кооперативной розничной торговли.
Однако управляемость оптом была потеряна в самом начале рыночных реформ, когда роль собственного опта потребительской кооперации в товароснабжении магазинов сократилась до критического уровня.
В 1990 г. через собственный опт потребительской кооперации в эти магазины поступило до 60% общего объема товаров, в 1996 г. — немногим более 5%, а в 2005 г. — около 9%. Основная масса товарных ресурсов потребительской кооперацией закупалась у посреднических фирм, физических лиц, предприятий-изготовителей и некооперативных оптовых организаций.
Поскольку именно опт имеет больше возможностей влиять на товаропроизводителей в части снижения оптово-отпускных цен, улучшения качества и ассортимента товаров, постольку необходим поворот опта потребительской кооперации к нуждам ее розничной торговли. Перед оптовыми организациями системы поставлены такие задачи, как возвратить утраченный сегмент рынка и расширить географию рынка; восстановить утраченную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий кооперации; использовать новые рыночные методы и современные технологии для интенсификации коммерческой деятельности; предоставлять розничным предприятиям комплекс услуг по упаковке, расфасовке, проверке качества и сертификации товаров, доставке товаров в магазины, оказывать рекламные, консультационные, информационные услуги и др. В ряде союзов потребительских обществ (Новгородском, Удмуртском, Челябинском, Псковском, Красноярском северном, Тюменском северном) эти задачи реализуются наиболее успешно. Оптовые организации перечисленных союзов поставляют магазинам потребительской кооперации от 25 до 40% товарных ресурсов.
Еще самые ранние потребительские общества и их члены экономический смысл кооперации видели в создании объединенного спроса и возможности приобретения товаров оптом, "гуртом". Успех конкурентной борьбы кооперативной торговли с частной сегодня тоже предопределяется отчасти в оптовом звене. Поэтому скорейшее возрождение собственного опта имеет решающее значение для развития всей хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации.
Розничная торговля есть конечная продажа магазинами и предприятиями общественного питания преимущественно товаров народного потребления как индивидуальным потребителям (населению), так и коллективным (детским садам, больницам, школам и т. п.). Розничная торговля единичными товарами или их небольшим количеством завершает процесс обращения товаров. Объем и структура розничного товарооборота являются одним из показателей материального уровня жизни людей.
Основную массу товаров потребительская кооперация реализует через свои розничные торговые предприятия. В районных центрах и других пунктах притяжения населения кооперация имеет универмаг, магазины продовольственных и хозяйственных товаров, мелкорозничную сеть (киоски, палатки и др.); в крупных селах и поселках — небольшой универмаг и магазин по торговле продовольственными товарами; в населенных пунктах с небольшим числом жителей — магазины товаров повседневного спроса, магазины на дому. Для обслуживания населения мелких деревень, хуторов, аулов, а также полевых станов и животноводческих ферм используются автомагазины.
В процессе перехода к рыночным отношениям за 1991-2005 гг. количество кооперативных магазинов в России сократилось со 154 тыс. до 63 тыс., из них 54 тыс. продолжают действовать. При этом работа 29 тыс. магазинов в отдаленных и малонаселенных деревнях является убыточной, и ежегодная общая сумма убытка оценивается во много сотен миллионов рублей. Так что проблема ликвидации убыточности магазинов остается одной из самых жгучих. Заботясь о людях, пайщиках, кооперативы не закрывают эти магазины и содержат их за счет доходов других своих предприятий.
Изменилась структура самих магазинов: уменьшилась доля магазинов самообслуживания и специализированных магазинов (типа "Книги", "Мебель" и др.). В структуре розничного оборота заметно увеличился удельный вес продовольственных товаров.
Вместе с тем в торговой отрасли происходят, особенно в последние годы, также положительные изменения. Проводится большая работа по реконструкции и переоборудованию кооперативных магазинов как части сельской инфраструктуры. Торговая сеть постепенно молодеет, новые кооперативные дома торговли и минимаркеты отличаются не только привлекательным внешним видом, но и самым широким выбором товаров, свободным доступом к ним покупателей, применением электронных кассовых аппаратов и даже телекамер, наличием чайных столиков и библиотечек, удобным для покупателей режимом работы. После обновления, евроремонта, переоборудования кооперативные магазины заметно преображаются. 128-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006 г.) наметило курс на активное внедрение прогрессивных форм торговли.
Ныне магазин признан основным звеном потребительского общества. Магазин становится многофункциональным: осуществляет розничную торговлю, закупки сельскохозяйственных продуктов, является центром информации и общения пайщиков, населения. Повышается роль магазина в конкурентной борьбе потребительских обществ. Расширены полномочия руководителей и продавцов магазинов, они овладевают рыночными методами работы, учитывают изменения покупательского спроса на товары, участвуют в решении социальных вопросов села.
В условиях рыночной экономики эффективны магазины, совмещенные с хлебопекарнями, с колбасными и кулинарными цехами. В интересах пайщиков создание условий для удобного приобретения товаров. В Концепции развития потребительской кооперации страны на период до 2010 г. предусмотрено размещение розничной торговой сети таким образом, чтобы сельский житель имел возможность совершить покупку товаров первой необходимости в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам; товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте как минимум одного магазина в рядовом населенном пункте и нескольких — в более крупном; продажу товаров редкого и эпизодического спроса необходимо сосредоточить в крупных населенных пунктах, районных центрах, а в любых других населенных пунктах продажу их осуществлять по заказам покупателей.
На кооперативную торговлю оказывает воздействие научнотехническая революция. Это находит выражение, во-первых, в предложении новых товаров, которые раньше не были известны потребителю или обладали иными качественными характеристиками; во-вторых, в совершенствовании технологии сельской торговли на основе модернизации ее материально- технической базы; в-третьих, в повышении требований к профессиональным качествам торговых работников.
Переход к рынку усиливает значение изучения колебаний спроса на товары, способов его быстрого удовлетворения. Жизненно важной задачей работников кооперации стало овладение современными методами соперничества с конкурентами на рынке потребительских товаров. А конкурентами кооперации на селе являются уже свыше 200 тыс. магазинов других форм собственности.
Общественное (массовое) питание — особая отрасль, где реализации кухонной продукции (блюд) непосредственно предшествует ее производство (приготовление). А еще предприятие питания должно создать нормальные условия для приема пищи (потребления). Значит, здесь сочетается выполнение трех функций — производство, реализация и потребление.
К основным типам предприятий этой отрасли относятся столовые, кафе и кафетерии, бары, рестораны, закусочные, чайные, буфеты. Есть отделы и магазины полуфабрикатов и кулинарии, которые в передовых организациях кооперации предлагают населению богатый ассортимент собственной продукции, отличаются насыщенностью технологическим оборудованием и запоминающимся современным дизайном.
В настоящее время часть предприятий массового питания полностью не загружена и кое-где потребительским обществам приходится менять их профиль. В частности, на их базе организуется производство безалкогольных напитков, мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий. Перспективным признано создание предприятий быстрого обслуживания: пирожковых, блинных, пельменных и т. п. Усилению социальной направленности отрасли способствует развитие сети столовых и буфетов при сельских общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и техникумах.
Товарооборот общественного питания включает продажу покупных товаров и реализацию продукции собственного производства. Обеспечению преимущественного роста собственной продукции работники отрасли уделяют главное внимание. Восстановление данной отрасли, резко сократившей за последние годы объемы своей деятельности, будет зависеть от многих факторов: умения работников общепита работать в условиях рынка, от выбора места нахождения вновь открываемых предприятий, ассортимента и качества блюд и их удешевления, уровня обслуживания потребителей и т. д.
Во всем розничном товарообороте потребительской кооперации удельный вес оборота общественного питания невелик. Однако экономическое и социальное значение этой отрасли не подлежит сомнению.
Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья — традиционная отрасль потребительской кооперации. Она закупает продукцию и сырье у граждан и юридических лиц, изделия и продукцию личных подсобных хозяйств и промыслов. Потребительские общества и их союзы закупают продукты растениеводства (картофель, овощи, фрукты, хлебопродукты) и животноводства (яйцо, молоко, мясо), животноводческое сырье (шерсть, кожу, пушнину), дикорастущие (грибы, орехи, ягоды), лекарственнотехническое сырье, вторичное сырье (макулатуру, металлолом, тряпье) — в общей сложности несколько десятков видов продуктов и сырья.
Для приближения закупок к местам производства продукции в потребительской кооперации в свое время была создана обширная сеть универсальных приемозаготовительных, квасильно-засолочных, скотоубойных и грибоварочных пунктов, хранилищ, сушилок, холодильников и складов по видам продукции. Однако преобладающая часть этого потенциала к середине 1990-х годов потребительской кооперацией была утеряна, и теперь предстоит восстановить материально-техническую базу отрасли. А пока Концепция развития потребительской кооперации страны на период до 2010 г. предусматривает расширение закупок сельскохозяйственных продуктов магазинами потребительских обществ. Концепция провозглашает: "Каждый магазин становится приемозаготовительным пунктом". Работники кооперации ведут не только закупки, но занимаются также концентрацией (накоплением) различных продуктов и сырья, их подработкой, переработкой и сбытом.
Продукты и сырье, закупленные на рынке сельскохозяйственных товаров, реализуются через магазины самой потребительской кооперации (в том числе в городах), используются в качестве основного сырья в кооперативном производстве, отгружаются для удовлетворения федеральных нужд специальным потребителям (например, воинским частям), предприятиям пищевой и легкой промышленности, поставляются на экспорт
Именно возможность сбыта заготовленной продукции без потерь для организаций потребительской кооперации, а с выгодой для них и пайщиков является одной из сложных проблем этой отрасли в условиях рынка. За последние годы лишь отдельные потребительские общества и союзы сумели увеличить физический объем закупок продукции аграрного производства. Промышленность потребительской кооперации насчитывает свыше 11 тыс. предприятий (главным образом малых) и цехов по выработке продовольственных и непродовольственных товаров. Большинство производственных предприятий и цехов базируется на местном сырье, а их продукция существенно дополняет товарные ресурсы и реализуется в основном через магазины потребительских обществ.
Ядро кооперативной промышленности составляют хлебозаводы и хлебопекарни, способные вырабатывать ежегодно 6,8 млн т продукта первой необходимости. Фактически в 2005 г. они выработали хлеба и хлебобулочных изделий в 8 раз меньше. Однако экономическое и социальное значение промышленного хлебопечения для пайщиков и всего остального населения огромно. Потребительская кооперация имеет большие мощности по выработке колбасных, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, консервов. Даже малые цехи используют новые технологии и расширяют ассортимент продукции. Вырабатываются конфеты, карамель, вафли, печенье, пряники, мармелад, мороженое, пиво, квас и другие напитки, соки, варенье, крахмал, макаронные изделия, сухое картофельное пюре, разнообразные консервы из овощей, плодов и дикорастущего сырья — всего до 500 видов продукции. Широко практикуется копчение рыбы.
Удельный вес отдельных видов этой собственной продукции в их продаже через магазины потребительской кооперации значителен; прежде всего это такие виды, как хлеб и хлебобулочные изделия, колбасы, безалкогольные напитки.
Кроме пищевой продукции кооперативная промышленность выпускает непродовольственные товары народного потребления (швейные, меховые изделия, валенки, обои и др.), а также торгово-технологическое оборудование и некоторые строительные материалы (сборный железобетон, бетон, кирпич и проч.). Определенное значение кооператоры придают развитию на селе народных промыслов.
В период становления рыночной экономики промышленность потребительской кооперации зарекомендовала себя как наиболее высокодоходная отрасль. И это в условиях загруженности ее мощностей в среднем всего лишь на 20-40%. Задача состоит в том, чтобы полнее использовать производственные мощности, а для этого необходимо внедрять передовые технологии, повысить качество товаров с кооперативной маркой и на этой основе поднять их конкурентоспособность.
Новой, нетрадиционной областью деятельности потребительской кооперации является развитие платных услуг на селе.
В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. записано: "Потребительская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг.
Высокими темпами развиваются услуги по ремонту бытовых машин, ремонту и изготовлению металлоизделий, услуги фотоателье и фотокинолабораторий, транспортно-экспедиционные услуги.
В розничных торговых предприятиях открываются столы раскроя тканей. Предприятия общественного питания принимают заказы от населения на проведение свадеб, дней рождения, поминальных обедов. Работают парикмахерские, оказываются услуги по ремонту теле- и радиоаппаратуры, пошиву и ремонту обуви, ритуальные услуги. Открываются комбинаты бытового обслуживания, цехи по ремонту стиральных машин, холодильников, обуви, часов. Получили развитие производственные услуги: переработка давальческого сырья населения, вспашка и обработка земли.
Стратегия развития услуг для сельского населения силами и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой отрасли (выделено нами. — К.В.). Услуги становятся перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит приоритетное развитие этой сферы и приток дополнительной рабочей силы в систему.
Сфера услуг является наиболее привлекательным видом деятельности. В нее возможно привлечение пенсионеров, инвалидов и других категорий из числа незанятого населения на неполный рабочий день.
Наиболее целесообразны в потребительской кооперации следующие виды услуг: бытовые, образовательные, транспортно-экспедиторские, ремонт и монтаж оборудования, средств малой механизации, автотранспорта, кредитно-банковские, переработка сельскохозяйственных продуктов, строительные, прокат товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, посреднические, консультационные, информационные, научнотехнические, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, туристические, страхования населения и организаций, трудоустройства, ухода за престарелыми и детьми.
Целесообразно в каждой организации потребительской кооперации создавать комплексные предприятия бытового обслуживания, что позволит наиболее полно использовать имеющиеся торговые площади и производственные мощности, а также оказывать населению услуги в магазинах (ремонт сложной бытовой техники, часов, раскрой тканей, реализация товаров по заказам и в кредит, ритуальные и другие услуги)".
Чем отличаются перечисленные разнообразные виды услуг потребительской кооперации от тех услуг, которые она традиционно оказывала всегда, развивая розничную торговлю, массовое питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, выполняя некоторые заказы пайщиков? Что такое услуги? Как они классифицируются?
Услуги — это виды целесообразной деятельности, работ, в процессе выполнения которых обычно не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но улучшается качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуги предоставляются не в виде вещей, а в форме деятельности; само оказание услуг создает желаемый результат. Полезный эффект как услуги удовлетворяет те или иные потребности человека. Платные услуги выступают как товар и являются предметом купли-продажи.
Услуга как товар и обычный товар имеют то общее, что они оба являются экономическими продуктами, обладают полезностью, подлежат оценке и оплате, предназначены для удовлетворения повседневных человеческих потребностей. Отличает их то, что обычный товар (например, часы или телевизор) представляет собой готовую вещь, предмет, его "тело", как говорится, можно потрогать, тогда как услуга (починка часов или телевизора) обнаруживает себя в изменении качества существующих вещей (в устранении неисправности) или в улучшениях социального характера (например, услуги образования, трудоустройства безработных). Услуга обычно не принимает предметной формы.
Услуги группируют по самым различным классификационным признакам. В качестве субъектов, оказывающих услуги, выступают государство, коммерческие структуры, кооперативные и другие общественные организации, отдельные граждане. С точки зрения затрат труда услуги подразделяют на материальные (деятельность по осуществлению процессов обмена, распределения и потребления готовых продуктов, доведению их до потребителей) и чистые, или нематериальные (та часть труда, которая не входит составной частью в стоимость какого-либо товара).
В зависимости от преимущественного назначения и характера потребления все виды услуг подразделяют на услуги производственного назначения (грузовые перевозки, закупки и др.), на личные услуги, на услуги социального характера (оказываемые главным образом органами государственного управления, охраны общественного порядка и проч.). В свою очередь, одни личные услуги имеют материально-бытовой характер (торговля, массовое питание, бытовое обслуживание населения и т. д.), а другие — нематериальный характер (образование, лечение, туризм, спорт и т. п.). Следовательно, работники организаций потребительской кооперации предоставляют преимущественно услуги личного свойства, личного характера. Кроме того, кооператоры оказывают государственным и негосударственным организациям и учреждениям некоторые услуги производственного потребления.
Все услуги, которые потребительские общества и их союзы предоставляют пайщикам и остальному населению, подразделяются на платные, льготные и бесплатные. Льготы по видам услуг устанавливаются для членов потребительских обществ. К услугам сельских жителей в кооперативных магазинах организуются бесплатные библиотечки и бесплатные чайные столы. Концепция развития потребительской кооперации предусматривает оказание инвалидам и малоимущим гражданам бесплатных услуг по вспашке огородов, заготовке дров и сена, доставке товаров на дом и ремонту жилья.
Делается это по решению органов управления потребительских обществ, с учетом их материальных и финансовых возможностей и рекомендаций научно-практических конференций, организованных Центросоюзом, и, конечно, из гуманных соображений преодоления бедности, с целью содействия повышению благосостояния пайщиков, всего населения.
Совокупность отраслей, организаций и предприятий, непосредственно определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление, образует социальную сферу. К социальной сфере прежде всего относят сферу услуг, которая, в частности, включает в себя бытовое обслуживание населения.
С конца XX века работники потребительской кооперации увеличивают количество услуг и повышают их качество. Услуги становятся все более и более разнообразными. В совокупности кооператоры оказывают населению до 150 видов услуг.
Ход становления этой ранее нетрадиционной для потребительской кооперации отрасли деятельности косвенно характеризуют следующие данные:
Программа развития потребительской кооперации Российской Федерации на 2004-2007 гг. предусматривает увеличение и иных видов услуг как бытового и производственного характера, так и образовательных и досуговых. По данным Центросоюза, для удовлетворения потребностей пайщиков, населения в услугах общее количество услуг за этот период должно возрасти в 2-3 раза.
В настоящее время отдельные организации потребительской кооперации уже имеют специализированные службы быта: аптеки, цехи по починке обуви, мастерские по ремонту телевизоров, дома быта и др. Но в большинстве случаев базой оказания услуг являются действующие торговые и иные предприятия системы. Постепенно, по мере формирования этой новой отрасли, будет создаваться ее собственная материально-техническая база. Также начата подготовка специалистов и кадров рабочих профессий для предприятий бытового обслуживания.
Об удовлетворении бытовых нужд пайщиков необходимо заботиться не на словах, а в повседневной жизни. Некоторые кооператоры рассматривают развитие бытового обслуживания как не "свое дело", и важно как можно скорее пересмотреть такой взгляд и изменить отношение к этой "нише" рыночной экономики. Между прочим, кооператоры зарубежных стран давно занимаются оказанием услуг. Вот лишь несколько фактов: английские потребительские кооперативы доставляют пайщикам на дом ежедневно молоко и несколько раз в неделю хлебобулочные изделия, имеют парикмахерские и косметические кабинеты, обслуживают каждый четвертый заказ на ритуальные услуги; в Индии кооперативные общества широко торгуют лекарствами и другими медицинскими товарами; норвежские кооператоры оказывают сопутствующие торговле бытовые услуги, итальянские — организуют досуг, помогают престарелым и т. д.
Наконец, потребительская кооперация России имеет вспомогательные, подсобные отрасли и подотрасли. К ним относятся: подсобное сельскохозяйственное производство; промысловое хозяйство и клеточное звероводство; капитальное строительство магазинов, столовых, других кооперативных объектов и их ремонт; собственный транспорт, используемый для перевозки товаров, закупленной сельскохозяйственной продукции, оказания услуг. Вспомогательные отрасли, во-первых, прямо или косвенно связаны с ее торговой, производственной и заготовительной деятельностью, а во-вторых, играют важную роль в обеспечении нормального функционирования всей системы.
Имеющую много отраслей кооперацию называют потребительской. А не правильно ли было бы назвать ее многоцелевой? Нет. И вот почему. У потребительской кооперации есть ключевая отрасль — торговля, вокруг которой своеобразно интегрируются все остальные отрасли и подотрасли. Торговля является отраслью-ядром всего хозяйственного комплекса системы потребительской кооперации. Главная функция потребительского общества —торговое и бытовое обслуживание, удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах.
Чем бы потребительские общества и их союзы ни занимались, это всегда должно служить достижению их уставных целей прежде всего в интересах членов-пайщиков.
6.9. Кадры, образование и наука в потребительской кооперации
6.10. Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации