МПК МЕТОД

Сущность потребительской кооперации

Сущность потребительской кооперации

Одной из форм кооперации является потребительская кооперация, являющаяся формой непредпринимательской деятельности. Вся хозяйственная деятельность кооперативных организаций должна рассматриваться с точки зрения социальной миссии, потому что их основной целью является улучшение жизни сельского населения (одна из приоритетных задач государства). Социальная миссия потребительской кооперации на селе реализуется в различных направлениях. Это - удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, обеспечение занятости сельского населения, формирование его денежных доходов, экономическое и социальное развитие территорий и многое другое.

Потребительский кооператив - форма непредпринимательской деятельности, направленная на удовлетворение и защиту интересов своих членов (пайщиков) и на повышение их благосостояния.

Кооперативы могут объединяться в общества, общества - в союзы. Роль координатора деятельности всех кооперативных объединений выступает Центросоюз РФ.

Исторически сложилось, что свою деятельность потребкооперация осуществляет в сельской местности. Членами кооператива выступают сельские жители, внёсшие паевой взнос в размере около 50-ти рублей. Став членом кооператива - пайщиком - житель села получает ряд преимуществ и льгот.

1.1 Задачи, которые решает потребительская кооперация

Потребкооперация решает следующие задачи:

- торговую (она имеет особое значение для сельского населения, поскольку розничную торговлю на селе осуществляет в основном потребкооперация. В убыток себе кооператоры возят всевозможную продукцию в самые отдалённые сельские уголки, продавая её по той же цене, что и в районных центрах. Зачастую, в отдалённых сёлах магазины потребкооперации - это единственная связь с внешним миром и единственный источник продовольственной и непродовольственной продукции. Ни одни частник подобным видом деятельности занимать не будет - поскольку это заведомо убыточно. В результате довольно большая часть потребмагазинов - убыточны). Это торговая отрасль ПК.

- закупочную (через потребкооперацию у населения, колхозов, закупаются сырье, дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы и многое другое, что избавляет сельское население от проблемы сбыта собственной продукции. Заготовительная система потребкооперации исторически ориентирована на закупку "распылённых" сельских продовольственных ресурсов, поэтому зачастую это единственная организация, осуществляющая закупку продукции в сёлах, и тем самым приносящая значительные, а порой и единственные доходы селянам - сдатчикам). Это заготовительная отрасль ПК.

- производство продуктов питания на базе местной сельхозпродукции (произведенной в личном подсобном хозяйстве и закупленных у населения), непродовольственных товаров (из сельскохозяйственного и другого местного сырья). Это промышленная отрасль ПК. Сюда входят цеха по производству макаронных, хлебобулочных, мясных, консервных, кондитерских и многих других изделий, а также всевозможные пункты по сепарированию молока, маслобойни, мельницы и проч.

- организация общественного питания (в крупных посёлках и в пригороде - в общем везде, где это уместно - осуществляется организация общественного питания - кафе, рестораны, столовые и проч. на базе закупленной у населения продукции)

- оказание услуг (это относительно молодая отрасль, быстро набирающая обороты ввиду её высокой востребованности. Сюда входит огромное множество всевозможных услуг, решающих множество проблем сельского населения. Это бытовые, транспортные, строительно-монтажные, прокатные, ремонтные, консультационные, санаторно-курортные, оздоровительные, страховые, трудоустройства, ухода за престарелыми и детьми, организация культурного досуга и много-много других : даже ритуальные. За редким исключением услуг в Российских сёлах не оказывает никто - поскольку нет бюджетных средств, а в малонаселённых сёлах этот вид деятельности просто убыточен. Таким образом, выполняя свою социальную миссию занимается этим только потребкооперация, зачастую в убыток себе).

Помимо этого потребительская кооперация оказывает всевозможную помощь и своим пайщикам - часто продаёт товары и оказывает услуги со скидкой и в долг - чего не сделает ни один частник. Довольно часто около магазинов потребкооперации можно встретить детскую площадку, бесплатные чайные столы, библиотеки и многое другое, что делает жизнь сельчан проще и разнообразнее. Поэтому не будет преувеличением сказать, что потребкооперация поддерживает жизнь на селе, защищая его от вымирания.

Не стоит путать некоммерческую потребкооперацию с коммерческими организациями. Все виды деятельности, которыми занимается ПК, направлены не на получение выгоды ради выгоды (получение прибыли - это основная и отличительная черта всех коммерческих образований), а на получение прибыли для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии.

В 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40% населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских жителей России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба.

Либеральные реформы 1990-х тяжело отразились на российской кооперации, да и на всем сельском хозяйстве России. В 1991-1998 годах постоянно снижался объем работ практически во всем агропромышленном комплексе. Но если спад в сельском хозяйстве страны по сравнению с дореформенным уровнем составил 55 - 60% объема производства, то в потребительской кооперации он достиг (за исключением товарооборота) почти 90%.

Однако с августа 1998 года в силу разных причин падение прекратилось и начался заметный подъем. Сегодня темпы экономического роста потребительской кооперации слегка опережают средние темпы роста национальной экономики.

В настоящее время создана Ассоциация кооперативных организаций России, куда вошли кооперативы разного профиля. Центросоюз (высший орган управления) проводит ежегодные научно-практические конференции, на которых принимаются рекомендации, определяющие перспективы развития кооперации в России.
Кооперация