ОТ БИРЮЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К БИРЮЗОВОМУ ОБЩЕСТВУ

Бирюзовые компании — организации, которые характеризуются отсутствием иерархической структуры, максимальной прозрачностью и большой свободой сотрудников в самовыражении и принятии решений.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ все чаще встречаются публикации о новых концепциях управления
на микроэкономическом уровне, основанных на принципах партисипативного менеджмента. Наиболее яркий пример – так называемые «бирюзовые» организации. Термин «бирюзовая» организация ввел бывший партнер McKinsey Фредерик Лалу. «Бирюзовая» стратегия стоит на трех столпах: самоуправление, целостность, эволюционная цель. В таких компаниях руководители работают вместе с сотрудниками, разбитыми на команды. По сути, речь идет о демократически управляемых компаниях, где работники являются не просто наёмниками, а выступают полноценными участниками хозяйственных процессов. При этом следует отметить, что самоуправление в трудовом коллективе – сложная система отношений, цель формирования которых – обеспечение участия всех его членов в управленческих процессах предприятия, а также равноправного представительства всех его работников в органах управления. На наш взгляд, эффективное функционирование системы управления в «бирюзовых» организациях возможно осуществить при условии организации этой системы на следующих основных принципах:


Во-первых, открытый доступ всех членов коллектива к любой информации о деятельности предприятия, не составляющей государственной, а также иной, охраняемой законом, тайны.
Во-вторых, создание эффективной системы коммуникации, обеспечивающей оперативное доведение до работников информации о деятельности предприятия, необходимой для осуществления самоуправления.
В-третьих, обеспечение прозрачности и гласности функционирования всех органов самоуправления и администрации предприятия, в частности, предоставление работникам предприятия информации о повестке дня планируемых мероприятий, о принятых управленческих решениях и др.
В-четвертых, открытый характер деятельности всех органов самоуправления, соблюдение права каждого работника участвовать в заседаниях этих органов.
В-пятых, ответственность органов самоуправления и администрации предприятия за действия на принципах открытого менеджмента. Способность трудовых коллективов управлять предприятиями и осуществлять контроль за его деятельностью зависит в первую очередь от их возможностей в самоорганизации.

Такая самоорганизация работников, являющаяся основой их самоуправления, с одной стороны, должна осуществляться на всех уровнях организации – от уровня подразделений до уровня корпоративных органов, принимающих стратегические решения, влияющие на уровень эффективности функционирования всех структурных единиц предприятия. С другой стороны, опыт Мондрагонской кооперативной кооперации показывает, что «бирюзовое» управление может осуществляться не только в рамках отдельных фирм. Оно «способно выйти» за их пределы. Тогда речь может идти о формировании «бирюзового» общества, основанного на участии всех его граждан в решении экономических, социальных, экологических и т.п. проблем. Понятно, что такой путь трансформации российского общества до стадии «бирюзового», основанной на реальном воспроизводстве самого смысла экономического народовластия, чрезвычайно труден. Но он лежит именно через развитие институтов коллективного предпринимательства, т.е. «бирюзовых» субъектов хозяйствования, включающих широкий спектр фирм, функционирующих на принципах экономической демократии (акционерных обществ работников, кооперативов; предприятий, где решения принимаются по принципу «1 человек – 1 голос»). Речь идет также о становлении и развитии территориального общественного самоуправления. Это в большей степени касается территорий, на которых расположены градообразующие предприятия; сельской местности, важнейшую роль в развитии которой могут играть именно «бирюзовые» фирмы. С целью осуществления и координации совместных действий в обеспечении «бирюзового» управления трудовым коллективам различных «бирюзовых» предприятий целесообразно объединяться в районные, городские, областные, республиканские, общероссийские объединения, что предполагает расширение базы территориального общественного самоуправления. В перспективе эти советы могли бы стать «плацдармом» развития инфраструктуры самоуправления трудовых коллективов и таким образом опорой экономической демократии в стране. Формирование инфраструктуры «бирюзового» общества может стать для самых широких слоев населения постоянно действующей школой управления, способной существенно усилить представительную власть и придать ей истинный демократический характер. Таким образом, эффективность проводимых реформ в различных сферах жизни общества будет тем выше, чем выше уровень развития демократических институтов, чем крепче структуры гражданского общества и один из его главных субъектов – «бирюзовые» организации. Только при этих условиях социальное партнерство может стать не только инструментом достижения согласия в социально-трудовых отношениях, но и стать эффективным инструментом решения различного рода конфликтов (в т.ч. социальных и политических кризисов).


ИСТОЧНИК

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ БИРЮЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ