При рассмотрении современного рынка вакансий можно увидеть, что удаленная работа и гибкий график встречаются все чаще. Так, приходим к выводу, что только обещанием свободы можно заманить хороших специалистов в офис. Люди устали от тотального контроля начальства и рутинной шаблонной работы. Каждый хочет развиваться, учиться и совершать собственные ошибки. Поэтому в данной статье предлагается ознакомиться с новым современным взглядом о том, что хочет работник XXI века. Коммуникации на латинском языке толкуются как сообщение, передача. Под эффективными коммуникациями понимаются взаимодействия, с помощью которых формируются успешные решения, затем на их основе строятся стратегические действия, ведущие к процветанию организации. Коммуникации с такими характеристиками описываются Фредериком Лалу – автором идеи Бирюзовых организаций в его исследовании под названием «концепция Бирюзовых организаций». Консультант, коуч и фасилитатор, бывший партнер McKinsey Company, обладатель степени MBA.
В настоящее время помогает лидерам различных компаний воплотить в жизнь собственную концепцию. Такая концепция возникла благодаря богатому опыту автора и конкретным исследованиям, в которых участвовали 12 организаций из различных сфер экономики с численностью сотрудников от 200 до 40 000 тысяч человек. Общее количество сотрудников участвовавшие в эксперименте составляет 68 360 человек. Итогом этого большого исследования явились концепция Бирюзовых организаций и книга под названием «Открывая организации будущего». В данной концепции описываются модели эволюции организаций, от Красных до Бирюзовых, их характеристики, особенности, недостатки и преимущества одних моделей над другими. Особое внимание уделено описанию Бирюзовых организаций. В организациях Красного цвета во главе стоит авторитарный лидер, у которого есть приближенная свита.
Иерархия размыта, власть определяется правом сильного, долгосрочное и среднесрочное планирования отсутствуют. Основная стратегия компании – «максимальная прибыль за минимальное время». Управление проводится сверху вниз, приказы и указы не обсуждаются, коммуникации минимальны, обратной связи нет. В организациях Янтарного цвета волевые качества лидера не играют решающей роли, структура и иерархия задают вектор управления, каждый сотрудник узко специализирован и работает в рамках должностных обязанностей, управление проводится сверху вниз. Основная стратегия – «становление монополистом на рынке». Конкуренция данными компаниями не признается. Коммуникации строятся только в одну сторону, плохо развиты обратные связи, информация строго персонифицирована, нет прямых взаимосвязей между отделами.
В организациях Оранжевого цвета основой является иерархическая структура, но существует проектный подход, который создает систему лифтов, способную обходить иерархию. Решения принимаются на основе эмпирических данных, авторитеты и догмы ставятся под сомнение, конкуренция – основной принцип деятельности. Сотрудника оценивают по его эффективности и, чем выше эффективность, тем выше должность, управленцы формируют свободные задачи и контролируют результат, а методы решения задач оставляют на усмотрение сотрудников. Данный подход дает сотрудникам возможность развивать свои таланты в рамках поставленных задач. В организациях оранжевого цвета коммуникации происходят более эффективно; сотрудники разного уровня должностей взаимодействуют между собой для решения каких-либо задач, информация в доступности, только с некоторыми ограничениями, между начальством и работниками есть конструктивный диалог.
Организации Зеленого цвета больше напоминают большую семью: во главе стоит «глава семьи» - лидер, иерархия имеет три или четыре ступени с широкой, горизонтальной ротацией, сотрудники обладают большой свободой при принятии решений. Главный принцип такой организации – «равенство идей». Коммуникации хорошо развиты, обратные связи налажены, каждый сотрудник оценивается независимо от должности, применяется метод оценки «360 градусов», что способствует равному диалогу между менеджерами и рядовыми сотрудниками. Для данных организаций характерна ориентация на социальные цели, склонность проявлять заботу, по отношению к сотрудникам. Бирюзовые организации взяли лучшее от Зеленых и Оранжевых; от оранжевых досталось желание конкурировать с внешними компаниями, от Зеленых – стремление быть командой. В Бирюзовых организациях отсутствует иерархическая структура, управление опирается на доверие. Автор позиционирует Бирюзовые организации, как живой организм.
Сотрудники склонны проявлять инициативу и брать ответственность, есть система оценки «360 градусов», рекомендации воспринимаются адекватно и помогают развивать сотрудников. В организации поддерживается положительный эмоциональный климат, сотрудника ощущают причастность к общей цели, структура организации гибкая и способна подстраиваться под обстоятельства. Нет разделений на начальников и подчиненных, есть только люди, которые могут и хотят решать определенные задачи. Коммуникации рассматриваются как процесс, протекающий в структуре организации, то есть структура является средой для коммуникаций. Способ протекания процесса обуславливает организационная культура, она же определяет принципы и качество коммуникаций. В ходе исследования Ф. Лалу открыл три вида структур, который отражены в таблице 1.