Соответственно, структура самой организации, а также стратегия управления не может быть одинаковыми у всех. В настоящее время российские компании в системе управления персоналом используют многоуровневую, ступенчатую модель подчинения, в которой ответственность и контроль принятия решений сосредоточены на верхней ступени управления, а исполнение указаний – на нижней. Приверженцы данной модели, т.е. руководители, не готовы отказаться от существующих методов управления и перейти к новым методам, полагая, что самоуправление и отсутствие постоянного контроля за персоналом, присущие бирюзовым организациям, – это утопия, которая приводит к неэффективности труда сотрудников. Фредерик Лалу, бывший партнер McKinsey&Co., три года изучал примеры выдающихся организаций современности и выделил несколько парадигм управления организациями, каждой из которых он присвоил цвет (красный, оранжевый, зеленый и др.) . Ф. Лалу выделил семь стадий, через которые прошли организации во всем мире. Пять последних стадий существуют до сих пор.
1. Реактивная, или инфракрасная, стадия. Сто тысяч лет назад люди жили небольшими группами в несколько десятков человек. Внутри группы не было разделения обязанностей и иерархии – все занимались собирательством. Лидер был не нужен.
2. Магическая, или пурпурная, стадия. Пятнадцать тысяч лет назад люди перешли от крошечных семейных групп к племенам, до сотен человек в каждом. Все, что происходило вокруг, люди приписывали магическим силам. Плохая погода – наказание духов за плохие поступки. В племенах появились посредники между духами и людьми – шаманы или вожди. Они принимали решения и могли при помощи ритуалов избавить человека от гнева духов. У шаманов была некоторая степень власти, но организации на этой стадии еще не было — шаманы не отвечали за разделение труда в племени.
3. Самая консервативная из существующих систем — красная — держится на одном лидере, который диктует правила игры.
4. Сотрудники янтарной организации строго следуют приказам, не задавая лишних вопросов. Несмотря на консервативность янтарных компаний, именно в них зародилось планирование и возникли стабильные организационные структуры. Типичные янтарные организации – католическая церковь и армия. Строгая субординация подчеркнута униформой: вы никогда не спутаете епископа со священником, а генерала с рядовым.
5. С оранжевой точки зрения каждый человек имеет право добиваться любых целей: уборщик помещений может стать генеральным директором, нищий – миллионером. Главное – победить в конкурентной борьбе: как внутренней между сотрудниками, так и внешней. Цель компании – прибыль.
6. В зеленых организациях внимательно относятся к чувствам и уважают разные точки зрения. Люди стремятся к справедливости, равенству, гармонии, добрососедству и консенсусу. Для зеленых организаций личные отношения внутри группы ценнее результата, а польза для планеты и человечества важнее личной выгоды. Зеленые компании претендовали на место компаний будущего. Но провалились – в чистом виде такие организации существовать не могут. Личные отношения внутри коллектива стали выше целей компании – победить конкурентов. Так появились первые бирюзовые организации.
7. Синтез зеленой и оранжевой стратегий – эволюционные, или «бирюзовые» организации. Исследователи отмечают, что организациям, заточенным под определенную стратегию управления бизнесом, довольно-таки сложно и рискованно переходить на высшую ступень бирюзового развития, фундаментом которой являются кажущиеся на первый взгляд парадоксальные установки .
Противоречия заключаются в том, что:
команда сотрудников полностью самоорганизуется и самоуправляется при практически полном отсутствии иерархии управления, основанной на взаимодействии между собой равноправных коллег;
отсутствие карьерного роста и должностей не демотивирует работников, а вдохновляет, так как важными составляющими их деятельности являются поиск себя, раскрытие талантов, удовлетворенность трудом;
организация нового типа не ставит перед собой цель достижения высокой прибыльности и конкурентоспособности, при этом, реализуя таланты каждого сотрудника, увеличивает свою рыночную стоимость в сотни раз и становится совершенно недосягаемой для конкурентов. Бирюзовые компании – это так называемые живые организации, работающие по принципу единого организма, живой системы, гибко реагируя на происходящие изменения, принятие решений на интуитивном уровне и тонко чувствуя ее внутренние и внешние процессы. Первые бирюзовые организации появились 30 лет назад, когда люди устали от тотального контроля руководства и внутренней конкуренции. Сейчас таких компаний становится больше. Появились такие организации, когда работники перестали хотеть делать отчеты, которые нужны только высшему руководству. Такие работники хотят быть эффективными и перестают бояться ошибок. Именно поэтому они стараются преобразовывать компании, в которых работают, или создают новые. Как показывает опыт, реорганизовать существующую форму организации сложно, поэтому лучше начинать дело сразу с бирюзовой стадии, ведь такие организации – это организации будущего, нацеленные на успех. Принципы работы таких организаций представлены на рис. 1.
В таких компаниях руководители работают вместе с сотрудниками, которые разделены на команды. В этих командах руководитель – не диктатор, а наставник. Он не контролирует работу, а обучает и дает рекомендации. Вместо планирования и бюджетирования, бирюзовые команды практикуют внутреннее консультирование, в котором принимает участие вся команда. Это относится ко всем сферам бизнеса, включая подготовку кадров . Принимаются все меры для создания благоприятных, комфортных условий труда. Даже вопрос о размере заработной платы работников решается внутри группы, а прибыль распределяется между работниками в зависимости от их обязанностей. В бирюзовых организациях нет названий должностей и, соответственно, должностных инструкций, а обязанности перераспределяются внутри группы в рабочем порядке. С «бирюзовой» точки зрения названия должностей – соблазн для эго: влечет, одурманивает, но здоровья не прибавляет. Работники бирюзовых организаций раскрываются, поддерживают друг друга внутри компании и одновременно выполняют внешнюю работу ради общей цели организации. В бирюзовой компании нет статусных кабинетов для руководства. Рабочие помещения сотрудники украшают так,