Не дифференцировано по видам кооперативной деятельности законодательство Австрии. Специальные законы для потребительских объединений и «социальной кооперации» функционируют в Италии, Франции, Греции. Причём греческим кооперативным правом предусмотрено минимальное количество пайщиков для потребительских обществ в 100 чел.
Таким образом, несмотря на то что кооперативные объединения потребителей являются самым быстрорастущим видом мирового кооперативного движения, проблема определения их специфической идентичности пока не решена.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ФАКТОР ЕЁ РОСТА
В своём исследовании А. Бензон и Е. Брандер, анализируя опыт осуществления специального проекта Европейской платформы развития кооперации (CEDP), показали,
что обмен лучшими практиками между кооперативными организациями является важным фактором роста кооперативного движения. Деятельность CEDP играет значительную роль в изучении, систематизации и свободной коммуникации между кооперативами. В 2008 г.
европейские кооперативные структуры поддержали инициативу создания такого института. С тех пор организация сформировала 74 филиала во всех странах мира. Кооперативы стран, объединённых CEDP, включены в единую информационную сеть, которая регулярно пополняется и обновляется.
Проекты развития потребительских кооперативов, осуществляемые CEDP, приведены в Приложении. Проекты CEDP подтверждают положение о том, что конструктивный
международный опыт кооперации при наличии развёрнутой информационно организационной работы для его тиражирования может нести большой созидательный потенциал. Кроме того, именно организация «Самопомощи», формализованная в объединениях потребителей, не требующих масштабных инвестиций и предварительных объективных предпосылок, является наиболее адекватной с точки зрения перспективы развития мирового кооперативного движения.
Наиболее яркие достижения мирового кооперирования потребителей публикуются в отчётах Международного кооперативного альянса (МКА). Так, например, Seikatsu, Клуб потребителей (SCCC) Японии, созданный в 1965 г.
* в настоящее время представляет собой многопрофильный кооператив, который не только обеспечивает своим членам доставку высококачественных продуктов по минимальным ценам, но и занимается утилизацией отходов, созданием благоприятных условий сохранения окружающей среды, оказывает широкий спектр социальных услуг.
Дело дошло до того, что особые требования потребителей к качеству доставляемых продуктов
* Образован как разовый союз 200 токийских женщин для покупки 300 бутылок молока.
вызвали необходимость создания собственного производства, например, молока, мыла и других товаров повседневного спроса. Важной особенностью японского клуба потребителей стало налаживание прямых поставок продукции пайщикам от сельскохозяйственных производственных кооперативов страны, что позволяет говорить о формировании кооперативного сегмента экономики с прямыми цепочками поставок.
В 2009 г. 141 представитель потребительского объединения Японии стал участником законодательных и государственных структур. Union Cab в США приобрёл большую популярность в Мэдисоне (штат Висконсин) тем, что создаёт благоприятные условия жизни для рабочих, обеспечивая их не только продуктами питания на выгодных условиях, но и организует транспортную инфраструктуру для доставки к месту работы и домой.
После 2012–2013 гг., когда был проведён экологический аудит, показавший превышение нормы выбросов углерода, кооператив занялся и этой проблемой, способствуя увеличению использования возобновляемых источников энергии.
Рабочий кооператив Великобритании New Internationalist объединил тех, кто пытается противостоять нарастающему глобальному неравенству и вызовам. Кооператив регулярно публикует книги и статьи на эту тему. Ещё одной сферой занятий объединения является переработка макулатуры и консультации в области сохранения окружающей среды.
Лидером в потребительском кредитовании стало канадское объединение Vancity Credit Union в Ванкувере. Помимо создания условий для финансирования, прежде всего малосостоятельных граждан, союз осуществляет большую работу в области сохранения окружающей среды. Согласно презентационным материалам Европейского кооперативного союза:
1. «Кооперативное движение является жизненно важной частью гражданского общества» .
2. В отличие от производственной кооперации потребительская не требует предварительных условий развития в виде формирующегося мелкотоварного уклада, а стимулируется распространением конструктивного международного опыта, продвигаемого информационно-организационной деятельностью.
3. В силу сущностных качеств сегмент потребительской кооперации мирового кооперативного движения является наиболее динамично развивающимся.
4. «Поддержка запуска и роста кооперативов (через информационно-организационную работу и пропаганду международного опыта. – Авт.) является устоявшейся практикой, способом дать людям возможность взять на себя ответственность за собственное развитие» .
5. Сфера ответственности потребительской кооперации и видов её деятельности увеличивается по мере роста запросов потребителей.
6. В международном движении, пропагандирующем принципы «Самопомощи», «существует высокая степень сотрудничеств среди кооперативов.
Сильные кооперативные сети дают возможность осуществлять эффективный обмен передовыми практиками и знаниями».